Андрей Васильев: "Конферансье надо родиться"

Андрей Васильев

Андрей Васильев окончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, ГИТИС им. Луначарского, в 1983 году завоевал звание лауреата всесоюзного конкурса артистов эстрады. Концертный зал "Россия", Театр эстрады, Кремлевский Дворец съездов, Дворцы спорта "Олимпийский" и "Лужники" - эти центральные концертные площадки уже много лет приглашают его на роль "хозяина" концерта.

Артист, драматург, режиссер эстрады. Написал сценарии эстрадных спектаклей "Что-нибудь для души..." в театре Льва Лещенко, "Здравствуйте, я ваша Катя!" для Екатерины Семеновой, для популярных телепередач "Шире круг", "Вас приглашает кафе "Саквояж", и вместе с Катей Семеновой и Вячеславом Малежиком вел эти передачи. В концертах "визитной карточкой" Васильева стала игра буриме. Андрей Васильев был первым московским конферансье, который имел свои сольные концерты - эстрадный спектакль "Ностальгия по-настоящему" и "В гостях у конферансье".

Сейчас Андрей Васильев работает с Ларисой Долиной. Она называет его лучшим конферансье российской эстрады.

Необходимое вступление

Первым конферансье, который представлял Ларису Долину в Москве, был Андрей Васильев. Это было давно. Уже несколько лет они работают вместе. Я попросила Долину сказать несколько слов о своем старом кореше, как она называет Васильева (он при этом не присутствовал!).

- Жанр конферансье постепенно умирает. Андрей верен себе. Он единственный, кто в этом жанре остался жить - настоящий, живой конферансье. У него очень хорошая школа, он воспитывался у лучших представителей этой профессии. Его учителем, например, был Алик Писаренко - великий буроимист, который давно уже живет за границей. Андрей, мне кажется, так ловко научился рифмовать, что даже перещеголял своего учителя.

Очень умный, образованный, интеллигентный человек. Прекрасный артист и очень хороший, надежный друг. Если я говорю о нем "кореш", то не для того, чтобы сказать со сцены хорошие слова, это на самом деле так. Я рада, что Андрюша работает со мной. Мне с ним очень легко. Мы всегда хорошо понимаем друг друга, нам не надо лишних слов. Деликатный, тактичный, понимает и принимает критику. Был такой период в моей жизни, когда он мне очень сильно помог: он был одним из первых, кто нас с Илюшей принял. Просто принял и все...

"Последний из могикан"

- Можно сказать, что профессия конферансье совершенно вымерла, что вы - "последний из могикан"?

- Конечно. К сожалению, это абсолютно мертвый жанр, - говорит Андрей Васильев. - Как я шучу: меня называют хорошим конферансье или лучшим только потому, что остальные скончались или уехали за границу.

- А почему артисты отказываются от конферансье?

- Потому что хорошему конферансье нужно платить, а плохой - испортит концерт. Как правило, сейчас в этой роли выступают артисты разговорного жанра, у которых есть более или менее крепкий номер и которые, кроме этого номера, не могут ничего связывать, держать нить концерта, проводить ту драматургию, которую всегда должен и обязан делать конферансье. Из любого эстрадного концерта он все-таки должен сделать какое-то шоу, желательно - с конфликтом, ну пусть очень легким. То есть, должен быть герой (это солист) и смешной человек (рыжий, конферансье). Вот и вся драматургия, ничего сложного тут нет. Но без этого, мне кажется, становится скучно.

- Конферансье - родственник клоуна. И тот, и другой смешит публику, заполняя паузы...

- ...и связывает все действие - не забывайте!

- Не обидно сравнение?

- Нет. Клоун - высочайшее звание, в цирке считается очень почетной профессией. И если он достиг определенных творческих свершений, то это большой мастер. Сравнение совсем не обидное, очень даже хорошее. Так же как я бы никогда не обиделся на "шута". У нас такая профессия. Это балаган.

- Ну, а в детстве-то вы разве мечтали стать клоуном?

- Клоуном - нет, но конферансье... - знал, что буду, был уверен. Лет с семи.

- Телевизора насмотревшись?

- По телевидению моих коллег не показывали, даже слово "конферансье" было запретным. И до сих пор конферансье редко появляется в эфире: наши функции норовят исполнять дикторы. На телевидении можно подрезать, смонтировать, а на концерте в зале, когда может упасть люстра или встать пьяный, погаснуть свет или вырубиться звук, - здесь нужен конферансье, нужно умение заполнять паузы, здесь нечего делать диктору.

- Конферансье рождаются или становятся?

- Конферансье надо родиться. Прежде всего - родиться с чувством юмора. Во-вторых, надо с детства обрести риторическую свободу - абсолютную, импровизационность общения. Этому не научат в институтах и училищах.

- Где вы родились?

- В Москве. В театральной семье. Детство - за кулисами. Мама - в ту пору известный театральный критик, отец - народный артист Неклюдов. Он скончался, к сожалению, очень давно. Мама брала меня на обсуждение спектаклей, я толкался среди актеров, видел, так сказать, изнанку театра, но очень ей дорожил и всегда восхищался. Но почему-то не хотел быть драматическим артистом - меня больше тянуло на эстраду...

- С кем вам легче работать - с женщинами или мужчинами?

- Абсолютно все равно - не в обиду никому из моих гастролеров. Кстати, с удовольствием сообщаю, что работал со многими звездами, и со всеми мы остались друзьями. Никогда ни с кем не было конфликтов, разве что какие-то мелкие неурядицы - чисто рабочего характера. По мне, лишь бы артист был хороший, чтобы мне не было стыдно. Не люблю, когда после концерта зрители выходят и говорят: "Концерт неважнецкий, правда, конферансье приличный". Меня это коробит. Хочу, чтобы весь концерт был приличным.

- А сегодня звезды приглашают вас в свои программы?

- Врать не буду, не приглашают. Ну зачем конферансье Валерию Леонтьеву (очень уважаемый мною артист), если он строит драматургию концерта таким образом, что он сам - единственное действующее лицо, он моментально переодевается, не дает себе отдыха... К счастью, Лариса Долина - за традиционный концерт, где есть место отдыху и для нее, и для зрителей. У нее огромная программа, очень насыщенная. Наверное, это не плохо, что в паузах иногда появляюсь я и минут 15 развлекаю публику. Тем временем Лариса "дышит" (вы же знаете, она поет "живьем"). И нам пока нравится то, что происходит. Если у Ларисы будет другая концепция, может быть, она не захочет, чтобы я принимал участие в концерте, я на это не обижусь, пойму правильно, потому что сам по профессии режиссер и понимаю, что могут появляться новые идеи, новые замыслы, и, вполне вероятно, не везде я буду органичен. У меня останутся сборные концерты, правда, их стало меньше, но все-таки в Москве - в "России", в Кремле - я веду эти программы; там нужен конферансье, чтобы слепить из двадцати номеров единое целое.

- А что с вашей телепередачей "Цирк да и только"?

- Нет денег, не на что снимать, и пока все прикрыли. Это было на ТНТ, симпатичном довольно канале. Писем приходило много, может быть, программа и была интересной. Мне не всегда нравилось то, что мы снимали, но все же делал это я с удовольствием, потому что, повторяю, телевидение для нас всегда было каким-то барьером, трудно было туда проникнуть, и коль скоро меня пригласили, я занимался этим от души.

Мне бы очень хотелось вести веселую, рейтинговую передачу, чтобы ее любили зрители. И, я думаю, рано или поздно будет такое предложение.

- Могли бы вы сделать свою, сольную программу?

- Она есть, я в любой момент могу с ней работать, есть программа на два сольных концерта, но никому это не надо: зрители идут только на имена. Впрочем, и на имена-то сегодня не очень хорошо идут. Где город перекормлен артистами, где зарплату месяцами не выплачивают. Люди теперь могут выбрать, на кого пойти, правильнее сказать - кому из артистов отдать свои 200 рублей. Вы же представляете, если на концерт пошла семья из трех человек, какие это большие деньги...

- Так что же будет дальше - конферансье совсем уйдет из концерта?

- Наверное, этот жанр перейдет в какую-то другую субстанцию. Свято место пусто не бывает: что-то придумается, придут молодые (они и сейчас уже есть - эти ди-джеи...). Мне кажется, что пока будет жив-здоров зритель, воспитанный нами, мы будем работать. Концерт эстрады прошлых лет будет еще какое-то время жить и приносить радость людям.

Я еду сейчас в Ригу, на семь или восемь концертов. Там будут выступать артисты рижской эстрады и у них нет конферансье. Меня пригласили, сказали, что публика соскучилась по сборным концертам...

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 30.04.1999

версия для печати