Богдан Ступка: "Могу сыграть хоть бабуина!"

Богдан Ступка

В Петербург на съемки нового кинофильма приехал народный артист Украины, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Богдан СТУПКА. Этого замечательного актера в нашей стране хорошо знают и любят. Он снялся более чем в сорока фильмах.

Вспомним "Даниила - князя Галицкого", "Огнем и мечом", "Восток - Запад", "Саломею", "Завтра будет "завтра" и, конечно, самые громкие - "Водитель для Веры" Павла Чухрая (где Ступка сыграл роль генерала Серова, отца Веры) и "Свои" Дмитрия Месхиева (за роль старика Блинова актер получил несколько наград на кинофестивалях). А те, кто бывал в Киеве, наверняка видели знаменитого украинца на театральной сцене в ролях Ричарда III, короля Лира, чеховского Чебутыкина, Тевье-молочника, Зигмунда Фрейда... А еще Богдан Ступка - художественный руководитель Украинского национального академического драматического театра имени Ивана Франко.

Всех гетманов и генералов переиграл!

- Богдан Сильвестрович, у кого сейчас снимаетесь?

- Московский режиссер Вадим Дубровицкий снимает сериал "Полонез Кречинского" по мотивам трилогии "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина". Я играю Варравина. На "Мосфильме" мне предложили сыграть Тараса Бульбу. А еще москвичи планируют поставить "Бесов" Достоевского. Меня приглашают на роль Верховенского. Так что мне повезло: Сухово-Кобылин, Гоголь, Достоевский - согласитесь, хорошие киносценаристы. Начинаем работу с Кирой Муратовой. В ее фильме "Еще две истории" снимается Рената Литвинова. Меня прочат в герои-любовники.

- Было интересно увидеть вас с Валерием Золотухиным в новой "Убойной силе"...

- Я согласился только из-за того, что никогда не был в ЮАР. Если есть рай на земле, так это Кейптаун. Если бы мне даже предложили сыграть бабуина, я бы согласился, лишь бы поехать на мыс Доброй Надежды! Кстати, я видел бабуина. Он украл у второго оператора сумку, а там были паспорт и билет "нах Москау". Бедный парень чуть с ума не сошел! Спугнуть зверюгу нельзя, в лес убежит - и все пропало. И вдруг кто-то догадался подбросить ему в другую сторону шоколад. Начался такой артистический этюд! Зверь смотрит на нас, на свою добычу, на шоколад и размышляет: что выбрать? Что ценнее?

В конце концов, оставил сумку, взял шоколад, развернул. Золотухин стонет: "Такая большая плитка! Я сам бы это съел!" Оператор рассказывал, что в Йоханнесбурге много этих обезьян. Он взял камеру и снимал. Потрясающие кадры! Как-то проснулся и видит: холодильник открыт, один бабуин вытаскивает из него продукты, а второй стоит на атасе у открытой двери. Подойти к ним нельзя. Они очень сильные, если ударят - могут убить. Если вы идете с едой в руках, лучше ее сразу бросить. Иначе бабуин ее у вас вырвет да еще и зацепит хорошенько. Пузо распорет, например.

- Что еще было у вас в кино в последнее время помимо ролей в "Своих" и "Водителе для Веры"?

- Вышел украинский фильм "Молитва за гетмана Мазепу". Спорный, но очень интересный... Я, когда снимался, был министром культуры Украины. Боже, как надо мной издевался режиссер! Там были сексуальные сцены, я - Мазепа, а Кочубеиху играла его жена. Он меня раздел. В таком виде культуристы ходят: на попе шнурочек, как у женщины. Иду на съемочную площадку, Юра комментирует: "Посмотрите на зад нашего министра культуры!" Но я не стеснялся... Кстати, это Юрий Ильенко, именно у него я впервые снялся в кино - в фильме "Белая птица с черной отметиной".

Еще я сыграл в сериале "Взять Тарантину" у Романа Качанова, его в январе показали. Брежнева сыграл недавно у Тиграна Кеосаяна в фильме "Заяц над бездной". Кино уже видел, очень симпатичное! Премьера планируется на февраль.

Я уже всех генералов переиграл, всех гетманов. Кстати, пробовался на роль Брежнева у Снежкина... Когда-то Михаил Александрович Ульянов сыграл Жукова. И это амплуа стали использовать. Ульянов написал письмо нашему Леониду Осыке, снявшему "Тревожный месяц вересень", что хотел бы сыграть какого-нибудь забойщика свиней. "А то из фильма в фильм я - Жуков". Режиссер ему ответил: "Да не нужен мне Жуков!" Понимаете, и такое бывает с артистами...

Я долго не соглашался на роль, хотя Кеосаян и говорил мне: "Это не тот Брежнев будет!" Хорошо, что я согласился! Это три дня из жизни молодого Брежнева. Его мечты. Он был красив, его любили женщины. Однажды убежал отдохнуть от суеты в Молдавию. Попадает в цыганский табор, в него влюбляется английская королева, он женится на ней. Она говорит ему: "Хай, Леня!" А он ей: "Здравствуй, Лизонька. Ну как ты?" Ой, господи, прелесть, слезы на глазах выступают... В картине все есть: и юмор, и ирония, и драма, и трагедия человека. Но нет ничего документального. Я не очень похож на Леонида Ильича. Правда, мне прицепили брови...

- А чего в фильме больше - симпатии к Брежневу или иронии над ним?

- Симпатии. Посмеяться, поиздеваться можно над каждым. Брежнев - фигура трагическая. Там есть такой текст: "У всех на виду, всем на потеху бегу к своей бездне! И может быть, когда-нибудь добегу". И притча: почему заяц над бездной смеется? Потому что он свободен...

- Последние два года вы нарасхват!

- Да, пошел на меня такой косяк. Думаю, что надо сниматься! Куй железо, пока... Хотя от многого и отказался - от таких ролей, где нужно просто мое присутствие, где нет судьбы. Или опять генералы. В "Водителе для Веры" играю генерала, но там интересная судьба.

В актерском деле, кроме таланта, труда, есть везение. Что в театре, что в кино. Другой артист будет рядом с тобой сидеть, готов задушить тебя: тебе везет, ему - нет! Как в картах: повезет мне в картах, а ему - в любви.

"Сильвестр Сталлоныч"

- Где вы были во время "оранжевой революции"?

- На гастролях в Минске со своим театром. Когда приехали, пошли на Майдан.

Если откровенно, это "оранжевое" - так здорово! Чисто духовно. Никто никого не обидел, слова грубого не сказал. Пьяных не было. Приезжали российские артисты. Максакова, Аронова подходили к палаткам, раздавали деньги студентам, детям. Сережа Гармаш давал автографы прямо на оранжевых шарфах.

- Его на Украине узнают?

- Он очень популярен, у нас ведь тоже сериалы идут - и "Каменская", и другие. Помню, мы с ним, когда в "Своих" снимались на псковской земле вместе, "лоб в лоб", читали Тараса Шевченко. Вся петербургская группа так на нас смотрела, особенно на Гармаша! Он хотя и с Украины, из-под Херсона, но давно уехал в Россию. Я-то в Киеве живу, занимаюсь украинским театром, поэзией Шевченко. После этих стихов я его "усыновил", звал не иначе как "сынку" (а он меня - "батьку"). Группа, кстати, была замечательная. Я там самый старший был. Как духовный отец.

- Как вам работалось на фильме "Свои" с режиссером Дмитрием Месхиевым?

- Очень хорошо. Он знал точно, чего хочет. Я с любым режиссером могу работать, я его слушаю. Когда молодой был, влезал в конфликты. С годами понял: можно и без конфликтов сделать по-своему. Помню, в молодости я все спорил с одним режиссером: хочу, мол, вот так. Тот меня просто не переваривал! Потом стал старше и думаю: я не согласен внутренне; но слушаю режиссера: "О да, конечно!" И делаю по-своему. Молча. Режиссер из зала кричит: "Наконец-то ты понял, молодец!" Зачем ссориться? Лучше поберечь энергию для чего-то другого.

Я приезжал к Месхиеву из Крыма, где снимали "Водителя для Веры". Там было 28 градусов, тепло, море, вино. А здесь - Псковщина, 6 - 7 градусов, болото, комары. Месхиев посмеивается: "Что, портвешок дают в Крыму, да?" Закурит Дмитрий Дмитриевич трубку: "Ну-ка посмотрим, как Сильвестр Сталлонович будет говнецо носить..." А у меня в жизни как-то удивительно получилось: я знаю хорошо и город, и деревню. Знаю, как вилы держать и навоз убирать. Месхиев: "Смотри-ка, голливудский артист Сталлонович, а знает!.."

- Откуда взялось такое прозвище?

- Я сам придумал. Для радости жизни. Правда, они думают, что сами это придумали. Замечательные ребята! Сережа Гармаш, Костя Хабенский, молодой Евланов (просто потрясающий дебют!)... Дали мне этот автомат. Точнее, винчестер. Я его "винчестер юнайтед" называл... С детства боюсь винтовок. Это не мое. Видел, еще ребенком, убитых, повешенных, кровь видел, как отрывалась рука, нога... Помню, когда в армии служил, мы пошли на стрельбище, я отстрелялся и услышал: "Уберите рядового Ступку, а то он всех перестреляет!" И больше никто меня на стрельбище не брал. По-моему, человек и винтовка - это несовместимо. Чисто психологически.

На съемках разные случаи были. Сережка упал с мотоцикла, плечо сломал, был в гипсе. Несет пулемет, а тот весит 16 килограммов. Я переживал за него: "А ну переверни на другое плечо!" - "Да ничего, батьку!" Все одержимые были. И актрисы чудесные - Аня Михалкова, Наташа Суркова. Наташа специально для этого фильма на 20 с лишним килограммов поправилась. Говорила мне: "Да я не такая толстая на самом деле, Богдан Сильвестрович!"

Конечно, они молодые, другое поколение. Уже который фильм с Месхиевым снимали, все друзья. У них шутки свои. Пока я врубился в эти шутки... Все больше в номере сидел, читал и фантазировал про свою роль. Хабенский говорил: "Первый раз сижу так близко с художественным руководителем театра!" Мне очень понравилась одна традиция - ее нет ни в Москве, ни в Киеве. Каждый цех отмечает (накрывает стол) 100 метров, 300, 500 и так далее: сначала режиссерская группа, потом - операторская, после - художники, костюмеры, слесарный цех и в конце - актеры. Мы такое представление сделали! С плакатами, с песнями! Конечно, мат-перемат стоял! Я даже сам под конец научился... Нет, хорошо было! Главное - результат какой. Сейчас уже вспоминаешь это болото с улыбкой. Идем гуськом. Все по пояс в воде. Я хитрый, шагаю самым последним. "Ты что, Сталлоныч? Не пойдешь?" - "Идите впереди. А я буду замыкающим". Думаю: господи! Это мне надо - простудиться?! Даже пожалел, что ввязался в эту историю. Оператор еще посмеивается: "Надо было сценарий внимательно читать!" Потом картину взяли на Московский кинофестиваль. И председатель жюри Алан Паркер сказал: "Я лет 8 - 10 подобных картин не видел". А после этого был Международный кинофестиваль в Марокко. Мне редактор звонит: "Там Алан Паркер. И вы опять получили приз за лучшую мужскую роль!" А я даже с ним не знаком. Хочу познакомиться.

Играю Фрейда

- В новом спектакле вашего театра вы играете Зигмунда Фрейда...

- Я искал хорошую пьесу. Не хочется опускать планку, которую мы взяли в спектакле "Тевье-Тевель". И вдруг звонок из Монреаля от Григория Гладия: "Есть пьеса "Истерия" про Зигмунда Фрейда". Удивительная пьеса. Не знаю, почему она не идет в России. История психоаналитика Фрейда. В 1938 году его вырвали от Гитлера. Четыре его сестры попали в концлагерь и так оттуда не выбрались... Кстати, не все знают, что Фрейд родился на Украине, в Ивано-Франковской области. Есть там городишко Тысменица, известный своими норковыми шубами. Отец Зигмунда был мануфактурщиком. Семья прожила там два года, оттуда переехала в Чехию, а позже - в Вену... Я пригласил Гришу на постановку. Почему, думаю, наши ребята где-то там, в несчастных капиталистических странах, на задворках тыняются? Почему они не должны сделать что-то в Киеве? Гриша прошел потрясающие школы - Анатолия Васильева и Ежи Гротовского. Пригласили художника Владимира Ковальчука, тоже гражданина Канады, он главный художник у Юрия Петровича Любимова на Таганке в Москве. И вот мы сделали спектакль. Провал был страшный. Первый акт шел 3 часа. Все подумали, что наконец спектакль закончился, и пошли к выходу! Наши актеры бегали к гардеробу, держали зрителей, говорили: "Это еще не конец!" Журналисты, критики в ужасе: "Ой, еще и второе действие!" Но как-то постепенно, вдруг появились очереди в кассу, зал битком, молодежь ходит.

Очень интересный спектакль. Гриша соединил европейский театр с азиатским. Там есть образ Сальвадора Дали. Я внес в роль Фрейда колорит Ивано-Франковской области. Сейчас Гладий хочет поставить у нас "Тени забытых предков" Коцюбинского. Там такие истоки, такой фолк!..

Ступка - это святое

- Богдан Сильвестрович, почему вы оставили высокий пост - ушли из министров?

- Власть поменялась. Полтора года меня никто не трогал. Говорили: "Ступка - это святое". Я в то время играл Мазепу и ходил с длинными волосами, покрашенный в огненно-красный цвет. Пришел в министерство, секретарша Людмила Ивановна в ужасе воскликнула: "О господи!" А потом подошел к Ющенко подписать какие-то документы, он был премьер-министром. Рядом - Ехануров, теперешний премьер-министр, тогда он был первым замом. И слышу: "Да-а, Юра, то, что могут короли, мы не можем!"

У нашего украинского драматурга Карпенко-Карого есть хорошее выражение: "Главное - не чин, главное - начинка". Так вот, начинка рода Сильвестра Ступки колоссальная. На Украине шутят: "Министерство - это маленькое (мини) стерство". Когда меня начали вызывать на ковер, я понял, что надо выбирать: или должность, или творчество. Я хотел быть творческим чиновником. В самом начале назвал свое министерство "министерством обороны культуры". Бюджет, конечно, был очень маленьким. У министерства обороны он был больше в 15 - 20 раз. Я предложил министру обороны: "Давайте на год поменяемся бюджетами!" Хотел показать, что можно сделать на те деньги и на наши. В ответ - смех.

В общем, меня никто не трогал. Как когда-то Щербицкий, генеральный секретарь ЦК Компартии Украины, оберегал тренера Лобановского. Сегодня вы нормальный журналист, или артист, или тренер, а завтра вдруг вас назначили на должность министра. Моментально вы становитесь... плохим. Мальчиком для битья. На Лобановского, как только он стал министром, сразу же начали писать анонимки. Щербицкий сказал: "Рыжего не трогать!" Все. Ему не мешали, поэтому он создал гениальную команду - знаменитое киевское "Динамо". В этом был большой смысл.

- А на вас писали анонимки?

- О-о-о, и пишут! И не только анонимки. В открытую критикуют.

- Какие же претензии предъявляют?

- Разные. Я не расскажу. Это тайны мадридского двора...

- Что может сделать творческий человек, придя во власть?

- При поддержке разных инстанций можно что-то сделать. Я немногое успел сделать за 17 месяцев в роли министра. Первым моим "указом" был такой: последний четверг каждого месяца студенты, солдаты срочной службы, пенсионеры посещают бесплатно все киевские театры, концертные залы (естественно, при наличии свободных мест). Администраторы по-разному отнеслись к этому: одни с удовольствием, были даже рады, другие - наоборот, не пускали "льготников", говорили, что приказ отменен.

- А что вам не удалось?

- Не получилось ввести телевизионный канал "Культура", который мы показывали бы на всю Европу. С 2000 года лежит непринятым закон о меценатстве. Хотелось бы вступить в Европейскую ассоциацию по защите европейского кино от засилья американского. Я видел, как это получается у поляков.

Театральная семья

- Богдан Сильвестрович, а как мальчик из села Куликово Львовской области стал знаменитым артистом?

- Я вырос в театре. Козловский и Лемешев меня по головке гладили. Мой отец пел в хоре оперного театра. И дядя пел. Тетя была главным концертмейстером. С семи лет я все время находился за кулисами. А в четырнадцать уже участвовал в спектаклях московских театров, которые приезжали во Львов на гастроли.

- У вас есть и театроведческое образование. Неужели вы хотели стать критиком?

- Я хотел много знать, интересовался историей театра, долго учился, зато получил глубокие знания. Уже был актером, играл в театре, снимался в кино - и заочно учился в Киевском театральном институте.

- Где-то публиковали рецензии?

- Написал дипломную работу по пьесе Ивана Франко "Украденное счастье", ее даже напечатали в журнале "Днепр" и хвалили. Но после этого - все.

- В России сегодня мало серьезных театральных критиков. Газеты, журналы заполнены освещением личной жизни актеров. Как с этим у вас на Украине?

- То же самое. Есть пара-тройка человек, которые пишут рецензии. Все остальное - только скандалы.

- О семье своей расскажите, Богдан Сильвестрович...

- Жена Лариса - балерина, сейчас на пенсии. Она бакинка, окончила там хореографическое училище. Работала сначала в Львовском оперном театре, потом - в Киевском.

Наш сын Остап - заслуженный артист Украины. Вместе со мной работает в театре. В спектакле "Тевье-Тевель" играет Перчика. Вообще он очень хороший артист. Играет в "Ревизоре" Хлестакова, в "Истерии" - Сальвадора Дали, в "Братьях Карамазовых" - Смердякова, есть роли в украинских пьесах. У Остапа двое детей. Дима (ему 19 лет) учится в университете культуры на телеведущего. Маленьким выступал на сцене, учился в детской академии искусств. Потом что-то отбило любовь к театру. Я его не насилую, чтобы после не говорили, что это дед... Может быть, сам повернется к театру. Это ведь другое поколение. Они хотят зарабатывать большие деньги - и сразу. Первый вопрос: "А сколько там платят?" Я, окончив театральную студию, получал 60 рублей, не думал, много это или мало. Была какая-то одержимость. Ведь любимое дело...

Народный артист СССР

- Дома вы на каком языке разговариваете?

- На украинском. На Украине проблемы не с русским языком, а с украинским. Вот мой внук говорит по-украински только дома, а со своими друзьями - по-русски. Газет и журналов на русском языке больше, чем на украинском.

- А сколько языков вы знаете?

- Три - украинский, русский, польский.

- Как на Украине относятся к вашему званию - народный артист Советского Союза?

- Одни - хорошо, а другие - у кого нет такого звания - плохо. Но это же история, это было! Народный артист всех республик - Грузии, Эстонии, России, Украины... У меня и сегодня на театральных афишах написано "народный артист СССР"...

- В советские времена вас звали переехать в Москву?

- Звали на работу в Театр имени Моссовета. Из Киевского Русского театра имени Леси Украинки переехал артист Романов. Репетировал в этом театре с Марецкой спектакль "Милый лжец" Килти. Жил в гостинице, ждал квартиру. И умер. Я прочитал об этом. И не поехал.

- Суеверие?

- А как же!

- А теперь вас москвичи не зовут?

- Теперь - нет. Да и я уже никуда не поеду.

Светлана МАЗУРОВА

"Культура", № 6, февраль 2006

версия для печати