Константин Райкин: "Театр стоит не на звездах"

Константин Райкин

В Израиль приезжает московский театр "Сатирикон" с потрясающим спектаклем "Король Лир" с Константином Райкиным в главной роли. У нас будет возможность убедиться в том, что, несмотря на бегущие годы, Константин Райкин не меняется. Как и наши чувства к нему.

Мне нравится, как о нем написала моя коллега, журналистка российского издания: "Константин Райкин - актер-планета. Синтетический до фантастики, тонкий. Всегда молодой. Всегда зрелый. Профессионал особого толка. Он - штучная продукция. Сам себе стиль. Самородок. Хотя и достойно продолжает своей жизнью и работой дело великого отца, великого трагика и комика Аркадия Исааковича Райкина".

- Вы везете в Израиль "Короля Лира". Вас можно поздравить с премьерой?

- Спасибо!

- В ваших израильских гастролях есть для вас что-то особенное?

- Конечно. Израиль - страна особенная, - признается Константин Райкин

- Известно, что вы коллекционируете запахи. Израиль ассоциируется у вас с какими-то запахами?

- Для меня это целый букет. Там есть что-то от моря, и от пустыни, и от свечей, которые я привожу из Израиля…

- Вы возглавляете театр, и в вашей власти решать, что ставить. Чем обусловлен выбор именно "Короля Лира"?

- "Король Лир" - это одна из вершин мировой драматургии. Если у нас шли "Гамлет", "Сирано де Бержерак", "Ромео и Джульетта" - почему бы не идти "Королю Лиру"?! Наступил и его момент.

- Как вы думаете, что есть в пьесах Шекспира такого особенного, из-за чего они уже более 400 лет считаются "театральными шлягерами"? Почему на протяжении веков они притягивают к себе режиссеров и актеров? Что позволяет им оставаться вечно молодыми, если можно так выразиться?

- Вопрос в себе содержит и ответ. Классика - она потому и классика, что в ней сосредоточены все главные вопросы человеческого бытия, которые не меняются со временем. С годами меняются только жаргон и мода. Это - лишь "обертка". Человек продолжает задавать себе все те же вопросы, что и 400 лет назад. Люди сами по себе меняются мало или не меняются совсем. Это наполовину к счастью, наполовину - к горю.

- Это верно. Но в наше время как-то смещены акценты…

- В каждое время смещаются акценты. Акценты - это тоже "жаргон" (усмехается). Смещение акцентов не затрагивает сути вопроса. А суть вопроса остается той же самой. Шекспир, как великий драматург, так или иначе отражает эти вопросы. А в таких его пьесах, как "Гамлет" и "Король Лир", вообще можно уместить все главные вопросы человечества.

- Я хотела сказать, что в наше время вообще все перевернуто с ног на голову. То, что считалось предательством 30 лет назад, уже не считается таковым сегодня. Тот, кому не подали бы руки в прежние времена, сегодня может стать уважаемым человеком. Как такое могло произойти?

- Разве не об этом - у Шекспира?

- Критика пишет о том, что "Король Лир" режиссера Юрия Бутусова - выдающийся спектакль. Мы пока еще не можем судить, мы еще не видели, но - как вы считаете?

- Где вы это читали? Мне даже интересно посмотреть! Но вообще не надо читать, что пишет критика, а особенно на следующий день после того, как состоялась премьера. Критика уже писала, что это "ни уму, ни сердцу", что это не лучшая моя работа, потом писали, что это - лучшая моя работа, что ничего хуже я не играл, что ничего лучше я не играл, что это совершенно никому не нужно, что это - самый необходимый спектакль… Понимаете, критика путается, потому что критика не ориентируется на чувства. Критики - это люди, которые вообще мертвое от живого не отличают. И водят хоровод вокруг трупов, а живое хоронят. Поэтому лучше всегда самому посмотреть.

- Но в данном случае это была хорошая критика!

- Я не знаю, где вы нашли хорошую критику. Я ее давно не встречаю. Хорошая критика - это ведь не та, которая хвалит. Потому что хвалят тоже так, что лучше бы не хвалили. В общем, чтобы была полная каша в мозгах, чтобы разлюбить театр до такой степени, чтобы вообще туда никогда не ходить, - нужно почитать критику. Вообще, если бы я их слушал, то я бы давно занялся чем-нибудь другим.

-Тогда вы, наверное, почувствуете удовлетворение в Израиле - у нас критика вымерла как жанр. Остались только интервью и анонсы.

- Ну, анонсы - это, конечно, не критика. Это из области предсказаний, и к критике никакого отношения не имеет.

- И тем не менее, мне интересно, чтобы вы прокомментировали один пассаж из критической статьи: "Это произведение про то, что зло рождает одно только зло, про то, что отцы виновны в преступлениях детей". Но мне кажется, что дети не должны отвечать за преступления отцов, как и отцы не могут быть виновны в преступлениях детей.

- Во второй части это не совсем правильно.

- Ну, разве это отцы воспитывают своих дочерей и сыновей черствыми и равнодушными, жадными и завистливыми?

- Конечно.

- Мог ли король Лир предвидеть, что родные дочери с ним так обойдутся?

- Вы хотите сказать, что родители не ответственны за детей? Это неправильно. Воспитание - разве это придуманная вещь? Разве то, какими получатся дети, не зависит от родителей? В большой степени зависит. А то это было бы слишком безответственно: родить ребенка - и все.

- Возможно, что-то в человеке заложено свыше, когда, несмотря на воспитание, получается монстр…

- Вы хотите сказать, что от воспитания ничего не зависит?

- Я хочу сказать, что не все зависит от родителей.

- Ну так на половинку-то зависит. А разве 50 процентов - это не много? Так что же вы говорите, что родители не ответственны за детей?

- Это, возможно, дерзкий вопрос с моей стороны, но я все же его задам. А не слишком ли вы молоды для короля Лира?

- А можно я вам тоже дерзко отвечу? Вопрос этот мне кажется не дерзким, а неумным. Как можно задавать его театральному артисту? (Улыбается). В театре же все не совпадает! А потом, чтобы играть старика, и хорошо играть, нужны огромные силы. Потом, кто сказал, сколько ему лет? Кто это знает? Кто сказал, сколько должно быть человеку лет, чтобы он сыграл ту или иную роль? Где эти законы? Таких законов нет! Михаил Чехов в 20 с небольшим лет гениально играл стариков! А иной старый артист их плохо играет! Чтобы сыграть старика, нужно стариком стать, что ли?

- Но, не говоря уже о возрасте, я думаю, чтобы сыграть эту роль, надо обладать определенным человеческим опытом…

- И я им обладаю. А что вы знаете про мой человеческий опыт?

- Только то, что было в СМИ.

- Про меня в открытом доступе не известно ничего. Да и что известно журналистам про личность того или иного человека? Да ничего не известно! Самому человеку про себя ничего не известно, а вы говорите - СМИ! Человек весь - закрыт и или вообще недоступен, или очень трудно доступен.

- Но есть театральная традиция - Лира играли великие артисты в далеко немолодом возрасте…

- Нет никакой традиции! Какая традиция - в старости играть старика?! Такой традиции нет! Я ведь, кстати, играл столетнего старика Тодеро, которого, кстати, тоже привозил к вам в Израиль. И что? Имело ли при этом значение, сколько мне лет реально?

- Нет, конечно. Но у вопроса было продолжение. Вам доводилось сталкиваться с человеческим предательством?

- Ну, а как вы думаете? Я прожил 57 лет, и мне не приходилось сталкиваться с человеческим предательством? Я в некотором смысле сталкиваюсь с ним каждый день! Я со всем сталкивался уже - и с предательством, и, наоборот, с замечательными человеческими качествами…

- Но это ведь тоже не показатель. Ведь есть люди, которым ни разу в жизни не приходилось сталкиваться с предательством…

- Да нет таких людей! Или это люди, которые его не замечают. Я не верю, что человек может прожить жизнь, не столкнувшись с какими-то низкими человеческими качествами. Как это так? Где он живет? В оранжерее? Предательство - оно повсеместно! Как и благородство, и другие замечательные человеческие качества. Одно очень переплетено с другим. Это - жизнь! И в ней есть место и тому, и другому.

- Я недавно услышала пьесу "Гамлет" в переложении на современный сленг, так чтобы было понятнее тинейджерам. Как вы относитесь к современным интерпретациям Шекспира?

- Хорошо. Шекспира, как и любую классическую пьесу, нужно "переводить" на язык современности. Другой вопрос - как это делать? Но это обязательно надо делать! Кому интересно смотреть про то, что было 500 лет назад? Людям обязательно надо увидеть - про себя. Тогда про спектакль можно сказать - он удался.

- Как вы считаете, театр, как вид искусства - он созвучен сегодняшнему времени?

- Хороший театр - да, плохой - нет. В любом виде искусства есть старое, устаревшее, старомодное - и оно не выдерживает испытания временем, а есть дышащее временем и отвечающее его запросам, ритмам, остроте и настроениям…

- Вы по-прежнему отказываетесь от ролей в кино?

- Я не знаю, что должно такого произойти, чтобы изменилось мое отношение к кинематографу.

- К примеру, вам предложат особенную роль.

- Какую? Где эта роль? Назовите мне какую-нибудь особенную роль в кино!

- Ну, хотя бы Гамлета, ведь с тех пор, как в этой роли снялся Смоктуновский, прошло почти 50 лет. Почему бы не сыграть нового, современного Гамлета?

- А что вы мне прикажете делать с тем, что у меня расписана каждая минута на полтора года вперед? Что мне делать с репетициями, с театром, со студентами? Что же мне, из-за кино не репетировать, не преподавать? А как же люди, которые на меня рассчитывают и за которых я отвечаю? Как мне быть с ними?

- Наверное, вы правы…

- Никаких вздохов по поводу кинематографа быть не может. Меня ничто не интересует так, как то, чем я занимаюсь. Я счастливый человек, потому что делаю то, что мне нравится больше всего. И не надо меня жалеть!

- Боже упаси, я из вас не делаю несчастного!

- Что же вы так вздыхаете?

- Я вздыхаю потому, что мы живем не в Москве и нам гораздо проще вас увидеть было бы на телеэкране, чем на сцене...

- Значит, вы себя жалеете?

- Ну конечно!

- Не надо драматизировать ситуацию. (Улыбается). Мы приезжаем к вам на гастроли, а кто хочет, всегда может приехать в Москву и попасть на наши спектакли. В конце концов, у вас в Израиле тоже вполне счастливая, замечательная жизнь. У вас масса поводов быть счастливыми! Вы живете в удивительной стране, такой интересной, такой своеобразной. К вам приезжают на гастроли прекрасные актеры, привозят спектакли, фильмы. Поэтому, если я не снимаюсь в кино, это еще не есть несчастье для израильского народа. Вы эту трудность как-нибудь переживете!

- Мы выяснили, что к кинематографу вы не питаете особой любви. Но отпускаете ли вы на съемки актеров своего театра, студентов? Как вы относитесь к тому, что они снимаются?

- В свободное от работы в театре время они могут делать, что хотят. Это хорошо, что они снимаются в кино, но только до тех пор, пока они не начинают меня подводить. Если вдруг кто-то не приедет на спектакль - я его выгоню. Это нормальная рабочая дисциплина.

- А Глафира Тарханова играет у вас в театре?

- Да, играет, конечно.

- Она на вас не в обиде за то, что у нее не состоялась "Человек-амфибия"?

- Да нет, ну что вы! Она же играет в театре прекрасные роли. Разумеется, от чего-то приходится отказываться. Но она при этом продолжает сниматься. Но я замечу, что в кино ей ни разу не досталась роль такого уровня, как в театре. То, что я видел в кино, там она играет такие роли, с которыми бы неплохо справились еще 50 артисток. А так, как она играет в "Сатириконе", может сыграть только она.

- Недавно по телевидению я посмотрела потрясающую передачу, которая должна была ответить на вопрос: есть ли звезды в российском кино? А что вы думаете по этому поводу?

- Знаете, понятие "звезда" - оно абсолютно не театральное. Я его не люблю. Оно придумано журналистами, а не людьми искусства. Есть другое понятие - "Артист". Оно гораздо более серьезное и глубокое. "Звезда" - это что-то гламурное, что мелькает на обложках дорогих журналов. "Звезду" можно сделать даже из небольшой одаренности, если вкладывать деньги.

Театр же строится не на звездах, а на актерах. Для того чтобы стать актером, надо работать, учиться, мучиться. Звездой можно стать в одночасье, не приложив к этому никаких усилий, без всяких душевных затрат.

- Вы уже много лет преподаете. Вы, наверное, с первого взгляда уже можете определить, кто из ваших учеников состоится как артист, а кто - нет?

- Нет, не могу. Ни с первого, ни со второго.

- Что должно быть в абитуриенте помимо таланта, чтобы вы взяли его к себе на курс?

- Это - трудно определить, и тут никто не застрахован от ошибок. Помимо таланта должны быть еще и определенные свойства характера, без которых ничего не получится. Как и без таланта.

- Когда ваша дочь Полина училась в театральном, вы говорили, что не сможете сказать, какая она актриса, пока не увидите ее "в деле". Вам уже представилась такая возможность?

- Да.

- Ну и?

- Мне кажется, что она хорошая актриса. Но мое мнение не имеет значения.

- Прислушиваетесь ли вы к событиям, которые происходят за стенами театра?

- Конечно. Я же нормальный человек. А потом, театр - это бюджетная организация. Как можно не прислушиваться?

- Следите ли вы за событиями в нашем регионе? По вашему мнению, будет ли у нас мир? Мы так этого хотим!

- И я бы этого хотел!

Полина Лимперт

MIGnews.com, 11.07.2007

версия для печати