Братья Пономаренко: Где тут Саша, где Валера?

братья Пономаренко

Благодаря ТВ сегодня мало кто не знает братьев-близнецов Пономаренко. Их великолепные монологи, диалоги, пародии с легкой руки ведущей "Аншлага" Регины Дубовицкой узнала вся страна.

Но что такое их "живые" концерты! Уверяю вас, что публика на них рыдает, стонет, скатывается с кресел. Что ни номер ("Орлы", "В электричке", пародии на известных телеведущих Якубовича, Дроздова, Маслякова, Киселева...) - легко, тонко, остроумно, смешно...

Не взять интервью у новоиспеченных звездочек, подумала я, просто преступление. Увидит ли их "живьем" Иркутск - вопрос, как говорится, еще тот. Однако как оказалось трудно разговаривать с близнецами! Нет, они оба приветливы, вежливы, приятны в общении. Но как их различать?! Мы беседовали до концерта и после него, а еще в антракте. Со мной разговаривал один из братьев, а другой в это время отлучался. И я все мучилась: это Валера? или Саша?

На концерте один из них (Валера?) "помогает" зрителям: "Моя копия. Знаете, как легко нас можно различать? Саша - в бордовой рубашке.

(Саша в это время ушел за кулисы. Сам Валера - точь-в-точь в такой же!).

И, конечно, я вспомнила стихи Маршака, которые читала сначала своей маленькой дочке, потом - сыну:

Друг на друга так похожи
Комаровы братья.
Где тут Петя, где Сережа, -
Не могу сказать я.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.

С этого мы и начали интервью.

- "Где тут Саша, где Валера?" Да, окружающие нас путают. Еще в детстве стало привычным, что меня называют не Сашей, а Валерой. Я откликаюсь на оба имени. Известно, что у близнецов два имени.

- Не обижаетесь?

- А на что?.. Конечно, обижаюсь. Представьте, назвать меня Валерой! Это, считаю, оскорбление. (С серьезным видом).

У нас была масса историй, связанных с тем, что нас путали. Расскажу вам одну, из юности. Валера встречался с девушкой. Они только познакомились. Она была очень требовательна в том плане, что если пообещал - сделай, вовремя приди и т.д. Однажды, так получилось, Валера не мог прийти к ней на свидание, и позвонить нельзя было (она жила в общежитии). Он мне и говорит: "Сходи к ней. Крикни с улицы: "Лена!" Она выглянет, а ты ей: "Извини, я срочно уезжаю, пришел "отметиться"..."

Я пришел, крикнул: "Лена!" Она вышла на балкон, и не успел я ничего больше крикнуть, как она моментально смылась. Думая, что мы с ней будем гулять, она выбежала на улицу! Пришлось гулять. Катались на карусели, то да се. А на прощание она мне сказала: "Все-таки Валера лучше целуется". То есть она, я думаю, расколола нас в первый же день.

- Вы, наверное, у нас на эстраде единственный такой дуэт, уникальный!

- В нашем жанре, честно, что-то и не припомню больше никого. А вообще есть сестры Зайцевы. Были на эстраде питерские близнецы: братья Радченко, а еще Ануфриевы.

- Вы ведь из Ростова?

- Да. Но сейчас живем в Москве, уже третий год.

- Жены и дети поддержали вас?

- Поддержали. А куда они денутся?

- Памятное утро, когда вы проснулись знаменитыми?..

- Если говорить об утре, то это будет некое полярное утро, которое растянулось надолго. Это же не те времена, когда Геннадий Викторович Хазанов выходил с монологом учащегося кулинарного техникума. Все, дальше можно не сниматься! Тебе обеспечены концерты по всей стране. Сейчас люди живут в огромном информационном поле, оно увеличилось в 800 раз! Множество телевизионных каналов, газеты, журналы, Интернет-сайты...

Суперэмоциональных героев среди артистов нашего жанра нет, девочки на служебных входах и у подъездов нас, слава богу, не терроризируют. Наш зритель думающий, сдержанный. У нас нет такого оголтелого подросткового фанатизма, которому подвергаются Земфира и прочие.

- Однако вас часто показывают по телевизору. Зрители раскупают билеты на ваши концерты. Вас любят... Скажите, трудно пробиться таланту?

- Нет, мне кажется, если цитировать Пугачеву: бездарь сама пробьется, талантам надо помогать. Гораздо труднее становится уже после того, как пробился. Теряется некая свобода. В этом есть опасность. Ты постоянно думаешь о том, как бы быть на плаву. Человек менее известный может позволить себе какие-то творческие застои, а мы - уже не можем. Мы постоянно на виду, и конвейер требует...

Мы лично не почувствовали трудностей в "пробивании". Прекрасно знаем, как трудно пробиться в среде певцов и певиц. В нашей же - если материал стоящий... В стране дефицит хорошего, добротного материала - музыкального, эстрадного. Огромное количество творческих людей желает попасть на сцену, и это естественно. К сожалению, не всегда они - личности, многие повторяются.

Конечно, стоит пробовать, пытаться пробиваться. Нужно не стеснятся, не откладывать на потом. Неужели повар готовит блюдо для выставки, чтобы оно только постояло и его никто не съел? Конечно же нет. Он рассчитывает на то, что блюдо попробуют, оценят, похвалят. Чем больше людей попробуют творческое блюдо, тем приятнее автору.

- Вы сказали на концерте: "Мы пишем сами. Авторам сегодня платить дорого". Какова доля истины в этой шутке?

- Практически все тексты мы пишем сами. Многие сценки - "Орлы", "В электричке" и так далее - написали сами. Хорошо это или плохо - судить зрителям. Пробовали сотрудничать с авторами, но какая-то нестыковочка происходит. У нас разные мироощущения. Несколько пробных "шаров" показали, что пока мы не нашли автора, который был бы полностью с нами совместим. За исключением Валерия Павловича Цыпкина. Он прекрасный автор, театральный режиссер, прекрасный человек. Живет в Ростове. К сожалению, здоровье не позволяет ему уделять нам много времени...

Многие сценки - "Орлы", "В электричке" и так далее - написали сами. Хорошо это или плохо - судить зрителям.

Сегодня автор не спешит отдавать хороший текст, он ему самому нужен.

- Теперь о пародиях. Кто-то из знаменитостей видел ваши пародии на них?

- Конечно. И не раз. Никто не обижался. Задорнов, Жванецкий... - они все работают в юморе, понимают, что такое пародия, и, естественно, человек с юмором обижаться на пародиста не будет.

- Я видела просто невероятное количество пародий на Боярского. Особенно здесь, в Питере, в последнее время. Но ваша - лучше всех! Зал просто зашелся от восторга. Интересно, а видел ли это сам Боярский?

- Спасибо на добром слове... Был какой-то вечер. Мы спели "за Боярского". Это была такая артподготовка. Он стоял за кулисами, курил, прислушивался. Никакой реакции. Думаем, что особого впечатления пародия на него не произвела. Наверное, это его не занимает.

- Видели вашу замечательную пародию Олейников и Стоянов ("Городок")?

- На видео. Они очень хотели посмотреть, но все не получалось. Мы дружим с их директором, побывали у них на съемках. Когда они увидели нашу пародию, сказали: "Да-а, похоже..."

Мало кто признает, что похоже, потому что себя-то знаешь лучше, чем тебя видят другие, со стороны.

- А как отреагировал Жванецкий?

- Я видел его глаза, когда Валера делал на него пародию. Ему было жутко интересно, в глазах у него сидел бесенок, но вместе с тем он отдавал себе отчет, что сейчас на него работает камера, и не одна, а три, они снимают его со всех ракурсов. Ему надо было, что называется, сыграть лицом. И он великолепно сыграл, похлопал. А жена его сидела в зале. Она просто скатывалась под кресло. Это была, конечно, высшая оценка.

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 13.04.2002

версия для печати