Кира Крейлис-Петрова: "Из любой роли можно сделать конфетку!"

актриса Кира Крейлис-Петрова

Моя сегодняшняя героиня - великолепная петербургская актриса, заслуженная артистка России Кира Крейлис-Петрова. Один режиссер, восхитившийся ее игрой в антрепризе "Голубки", при мне воскликнул: "Чудо как хороша! Прямо Яншин в юбке! Вот с кем интересно поработать..."

Как только ее не называли! И жемчужиной смеха. И непревзойденным мастером эпизода. И виртуозной исполнительницей бытовых ролей. И ярчайшим мастером гротеска, клоунады, эксцентрики. И современной Корчагиной-Александровской. Сравнивали с любимой ею актрисой Фаиной Раневской...

- Но "Яншиным в юбке", - хохочет Кира Крейлис-Петрова, - еще никто не называл. А вот "Толубеевым в юбке" - да, было.

Кира Крейлис-Петрова - актриса знаменитой Александринки. Нынче у нее своеобразный юбилей: 25 лет работы на этой сцене.

- Я туда случайно попала. В то время работала в ТЮЗе. Идем как-то с приятелем мимо Пушкинского театра, а он там работал и говорит мне: "Зайдем на минутку!" Что-то ему надо было взять. Проходим мимо кабинета Игоря Горбачева, главного режиссера театра, приятель меня подтолкнул: "Зайди!". Вхожу и слышу: "О-о, как вовремя пришла! Прекрасно. Хочешь перейти к нам?"

Оказывается, Горбачев меня знал. И случилось счастье на несчастье. У них умерла актриса, нашлась подходящая роль для меня... Это было в 1980 году. Помню, как Горбачев сказал: "Пора тебе переходить на зимние квартиры". Мол, хватит на даче болтаться, имея в виду ТЮЗ, кончились юность, молодость, надо выбирать постоянный театр. Правильно. Откровенно говоря, ТЮЗ - не мой театр. Мне бы в Сатире работать или в Комедии.

- Не приглашали?

- Нет. Я и Акимову показывалась, и другим. Но никак… - признается Кира Крейлис-Петрова. - Не нужна была характерная актриса! Ну что делать? А в ТЮЗ Корогодский, царствие ему небесное, меня взял. Причем ему все говорили: "Зачем ты ее берешь?" Я ещё беременна была. "Она не вечно беременной будет",- говорил Зиновий Яковлевич. 17 лет я отдала этому театру. Хороших ролей у меня там было немного. Но я работала с удовольствием, очень любила все, что делала. Приходилось играть даже сов и ворон, каркала и что только не играла. Не считаю, что это потерянное время. Естественно, если бы я сразу поступила в хороший большой театр, сейчас бы моя карьера сложилась по-другому, была более стабильной. Все-таки там были бы роли большие, интересные, и публика другая. А дети сложная публика, хотя и более искренняя...

- Я видела спектакль Фокина "Ревизор" и поразилась вот чему: заслуженная артистка России Крейлис-Петрова занята в та-а-кой массовке!

- Ну и что! Я с огромным удовольствием играю эту роль и даже не считаю её массовкой. У меня в театре было несколько прекрасных ролей, которые я очень любила, хотя они и небольшие: Маланья в спектакле "Не все коту масленица", Аграфена Кондратьевна в "Свои люди - сочтемся!", Еремеевна в "Недоросле"... Фоминичны да Кузьминичны - вот все мои роли. (Хохочет.) Еще играю прислугу Фаину в "Колпаке с бубенчиками". Люблю свою сваху в "Женитьбе". Я играю ее, кстати, и в театре "Приют комедианта" - это совсем другой спектакль, другой режиссер, другие актеры...

Я все свои роли обожаю! Эпизод ведь тоже надо сыграть. Хороший эпизод войдет в историю. Не надо мне большую, но нудную, бессмысленную роль. Из всего можно сделать конфетку. У нас в ТЮЗе шла знаменитая пьеса "Месс-Менд". У меня там была крохотная роль стенографистки. Без слов! Но я нашла такой ход, что в зале был просто обвал! Тридцать лет прошло, а до сих пор мне говорят, что помнят меня в этой роли неистовой коммунистки. Вошло в историю. Помню, в Пушкинском театре у меня была в массовке роль журналистки-негритянки. Ради одной секунды на сцене (ни слова нет!) я вся намазалась черной краской - и рожу, и руки... Какая дура! Конечно, это уже называется "ку-ку", "с приветом"... (Смеется.) Это массовка. Кто на тебя обратит внимание? Никто, может быть, и не заметит. Ты вышла на секунду, и все! А потом отмываться от грима целый час...

Но всегда, в любой виде, я любила свою профессию. Говорят, что после смерти существует какая-то другая жизнь. Я молю Бога только об одном: чтобы я родилась артисткой. Чтобы Бог опять дал мне талант и чтобы я могла работать в театре. А уж если бы у меня был еще и выбор (улыбается), я хотела бы быть... певицей. Музыку я безумно люблю.

(В жизни Киры Крейлис-Петровой есть еще один театр - музыкальной комедии. "Я обожаю свою, опять же небольшую, роль в спектакле "Судьба-индейка", там я пою и танцую..." И приведу здесь еще одно сравнение критиков: Кира Крейлис-Петрова и знаменитая Богданова-Чеснокова, ведущая артистка театра оперетты...)

- Кира Александровна, сейчас в спектакле "Москва - Петушки" (театр "Приют комедианта") вы играли на скрипке...

- Я училась в детстве (в шесть лет мама отдала меня на скрипку), играла уже сложные вещи, почти поступила в консерваторию. Были успехи, на меня надеялись, у меня был чудесный педагог. Скрипка требует огромной отдачи: надо часами заниматься. Но я не из-за этого бросила ее. Шла как-то по Невскому, случайно увидела объявление о наборе в театральный. И поступила. Я очень хотела быть артисткой! Страшно любила всех смешить, заводить. Там была история с поступлением, я ее уже не раз рассказывала.

К нам в Ленинград приехала приемная комиссия школы-студии МХАТ. Я отправилась сдавать экзамены. Как и все абитуриенты, подслушивала под дверью, как читают другие. А тут шел преподаватель, увидел, все разбежались, а я осталась. Он меня выгнал: "Убирайся вон, нам такие недисциплинированные студенты не нужны". А через несколько дней мама просто заставила меня еще раз пойти. "Ты даже не читала, а уже сдалась. Как ты можешь?". Приятельница взяла меня за руку, потащила. А уже все туры прошли, идёт последний. И осталось пятеро мальчишек и пять девиц - шикарных! Из всего Ленинграда. Представляете, какой набор?! Уже все решено, шансов у меня нет... Но мне милостиво разрешили войти. "Что будете читать? - спрашивают меня.- Басню "Ворона и Лисица". Комиссия, конечно, расстроилась. Я разозлилась и так прочитала, что педагоги хохотали до упаду!

- Кто-то готовил вас?

- Никто. Мама только проверяла текст.

В результате из всех девушек выбрали меня одну. Одну из всего Ленинграда! Остальным назначили еще раз сдавать - в Москве. Все расстроены. Никто не понимал, за что меня взяли. Как на какое-то чудо смотрели. Именно тогда в Москву ушла телеграмма: "Везем жемчужину смеха".

А про Корчагину-Александровскую... Когда после института я показывалась в Ленинграде Игорю Владимирову, он мне сказал: "Лет через 30, это я тебе предсказываю, ты будешь второй Корчагиной-Александровской, вот тогда и приходи".

- Вас узнают на улице, Кира Александровна?

- Я была как-то на рынке с подружкой, тоже пожилой женщиной. Выбираем с ней перец. Продавец, из "лиц кавказской национальности", поторопил нас: "Ну, бабушки, давайте скорее!" И тут же подлетает продавщица с криком: "Ты что? Ты знаешь, с кем разговариваешь? "Бабушки"! Это артистка!" Мне так стало смешно. Что же, разве я не бабушка? Он сразу: "Ой, дайте автограф!". "На перце, - говорю, - вам напишу".

Так вот, к чему я это рассказываю? Та продавщица сказала, что помнит меня по фильму "Влюблен по собственному желанию". Это было черт-те когда! Безумно давно. И я снялась там в маленьком эпизоде. Она простая женщина, не театралка явно, а помнит... Вот это меня поразило. Мне было очень приятно: раз она заметила такую маленькую роль, значит, все-таки что-то такое там было... Можно сказать, эта роль была для меня этапной, хотя тогда мне казалось: подумаешь, что там играть? Режиссер был очень хороший - Микаэлян...

Буквально на днях иду по Невскому, и тут мальчишки: "Ой, бабушка, вы в кино снимались?! Слушай (один говорит другому), я ее первый раз живой вижу!"

- В какой рекламе вы снимались?

- Презервативов.

- Неужели?!

- Клянусь вам! Я ложусь в постель. И вдруг слышу какой-то шум, возню. Это мой внук привел барышню, и они судорожно ищут в темноте презервативы. Я, такая мудрая бабка, встаю, подхожу к тумбочке и говорю: "Вот здесь они лежат". И ложусь спать... Все. После этого мальчишки на улице вслед мне кричали: "Ой-ой-ой, презервативы!". Это было давно, и это чисто финансовый вопрос.

- Наверное, вас всю жизнь донимают вопросом о вашей необычной фамилии?

- Да. Я была Петровой, а мой муж - Крейлис. Мне не хотелось его обижать, вот я взяла и его фамилию. Когда мы на Сахалине поженились, пришли в милицию, милиционер мне и говорит: "А что это у тебя фамилия двойная? У нас только рецидивисты, уголовники с такими фамилиями". "Почему? - говорю. - А Корчагина-Александровская?" Но он не понял, о ком это я.

- Наверняка с такой сложной фамилией у вас связано немало смешных историй?

- Да уж... Недавно я на рынке покупала батарейки к часам. Ничего в них не понимаю! Какой-то мужчина подсказывает: "Вот эти берите". И вдруг его жена как завопит: "Ты с кем разговариваешь? Это же артистка! Сейчас вспомню ее фамилию... Крейсер-Петрова? Прелесть-Петрова?" (Хохочет).

"Крейсер"... Был такой артист Рэм Лебедев, у нас в театре работал. Когда его хоронили, ко мне на кладбище подошла какая-то старуха и спрашивает: "Это какого Лебедева хоронят? Того, который играл лошадь?" Его часто путали с Евгением Лебедевым... Рэм всегда пел мне: "Что тебе снится, "Крейсер-Петрова?"

В общем, и путали мою фамилию, и переставляли, как хотели. Поэтому в театре я просто Петрова, а в кино - Крейлис-Петрова. Муж умер три года назад (мы прожили 45 лет). Мне его очень не хватает. После смерти, говорят, он стал моим ангелом-хранителем. У меня сразу появилось много работы. Это спасает меня от тоски. На старости лет оказалась нужна, созрела старушка.(Смеется.)

Моя малая занятость в родном театре с лихвой компенсируется работой в антрепризе. Бог послал мне продюсера "Театра Дом" Наташу Колесник, которая заняла меня в спектакле "Любовь - не картошка, не выбросишь в окошко...". Мы с ним по всей России ездим, всюду он имеет огромный успех. И когда я не играю свою бабку, тоскую по ней, как по живому человеку. Еще я занята в "Голубках". Был тяжелый, "кровавый" ввод в этот спектакль на роль старой американской проститутки - после Светланы Крючковой. Она это делала лихо, блестяще. "Мой" же автор - Островский, мои героини - русские бабки. Но мне нравятся такие контрастные роли. Играть одну и ту же роль из спектакля в спектакль, конечно, легче. Можно собрать в кучку свои "старые шляпы" и лихо пойти на сцену, но я люблю найти зерно роли, попытаться сыграть другого человека. И в театре, и в кино, даже в эпизодиках. Иногда это удается, а иногда и нет.

Светлана МАЗУРОВА

Российская газета (СПб), 11.02.2005

фото: Владимир Бертов

версия для печати