Живые портреты звезд от Жанэ Пати

Жанэ Пати

"Благодаря" современной российской эстраде, в нашем сознании прочно закрепился стереотип: пародия - это дешево, пошло, бездарно и не смешно.
Бедная, бедная пародия... Ведь на самом деле она тысячи лет, еще с античных времен, была неизменным спутником искусства. Переиначивая привычные образы и сюжеты, она заставляла человечество взглянуть на себя со стороны и - засмеяться. Или заплакать. Пародия - парадоксальным образом - сама производила новые ценности...
К сожалению, это не про нас. Хотя иногда бывают и исключения...

Знакомьтесь: Жанэ Пати. Родом из Санкт-Петербурга, вернее, тогда еще Ленинграда. Однако с семидневного возраста его воспитывала бабушка - Анастасия Пати, француженка, прилетевшая за внуком из Парижа. Ей он обязан редким для нашей страны именем. А еще - тем, что буквально с пеленок узнал, что такое вспышки фотоаппаратов и работа на камеру: в 1980-х годах продукты детского питания во Франции рекламировал толстощекий карапуз - маленький Жанэ Пати.

В 1985 году он вернулся в Ленинград к родителям.

- Я с детства любил дурачиться, разыгрывать, - вспоминает Жанэ. - Во дворе был режиссером всех наших детских "шоу". И сам выходил с коронным номером – "Цыганочка" под аккомпанемент дедушки. Мечтал стать профессиональным фокусником. Еще, сколько себя помню, копировал всех, кого только мог, - воспитателей, учителей, друзей...

Родители куда только не определяли своего талантливого сына: танцевальная студия, детский кукольный театр, музыкальная школа, драматический кружок, хоровая студия при Академической капелле...

Профессию Жанэ выбрал далекую от сцены: в университете он сначала изучал журналистику, потом окончил факультет психологии. Но верно говорят: от судьбы не уйдешь. О том, как начиналась его карьера, Жанэ вспоминает с юмором.

- В 1996-м, еще студентом, я решил пройти кастинг моделей и манекенщиков, а чтобы взяли наверняка, прошел кастинг дважды - сначала как мужская, потом как женская модель. Жюри ничего не заметило.

Прошло месяца два. Я про кастинг уже и думать забыл, уехал отдыхать. Вдруг - звонок от родителей из Питера: "Просят срочно позвонить в агентство". Позвонил. Мне сказали: "Приезжайте. Вас утвердили. Мы хотели бы работать именно с вами". Я чинно ответил: "Спасибо, я подумаю". А сам положил трубку и заорал от радости. Только потом сообразил: а работать со мной как с кем - как с женской моделью или мужской?

Закончив Школу моделей и манекенщиков, Жанэ стал демонстрировать одежду петербургских дизайнеров и сразу же вызвал к себе интерес - как универсальная модель.

- В первом показе я участвовал в качестве женской модели - демонстрировал свадебные моды. По крутой лестнице, которая спускалась на подиум, нужно было пройти на высоких каблуках. Я запутался в длинном платье и кубарем скатился прямо на подиум. Правда, мне удалось неплохо обыграть это падение и даже вызвать аплодисменты публики.

Вообще умение ходить на каблуках - искусство, опасное для жизни. Сначала я часто ломал каблуки - хорошо, что не ноги. Муки страшные. А если добавить сюда корсеты, платья, парики, накладные ногти и ресницы - не понимаю, как женщины проделывают все это, да еще каждый день…

Работа Жанэ складывалась настолько успешно, что на конкурсе моделей и манекенщиков "Звездный подиум" ему присвоили титул "Звезда подиума".

- А как получилось, что ты начал работать в жанре пародии?

- 1 апреля 1998 года я впервые вышел на подиум в образе модной тогда Патрисии Каас. Попросил звукорежиссера дефиле поставить ее песню, взял муляж микрофона и в шикарном вечернем платье изобразил французскую поп-звезду. Розыгрыш получился классный!

Так реализовалась еще одна моя мечта: создавать пародии-имитации известных звезд эстрады. Хотя начинать в тот момент артистическую карьеру было полным безумием: дефолт! Отрез ткани для сценического костюма стоил целое состояние, не говоря уж о всякой бижутерии. Да и женские туфли 42-го размера купить в то время было непросто. Приходилось заказывать. Однако благодаря возможностям подиума и сотрудничеству с дизайнерами одежды задуманное все-таки удалось!..

- Есть модельер, который занимается твоим концертным гардеробом?

- Нет. Ведь один и тот же дизайнер не может одевать и Марлен Дитрих, и Джонни Деппа. У каждого есть узнаваемый творческий почерк, а моя задача - создать абсолютно разноплановые образы... По этой же причине я работаю с разными фотографами...

Постепенно "багаж" образов, созданных Жанэ, пополнялся, и у него возникла идея создать Театр двойников. Некоторых он сам разыскал через Интернет. И вот в рамках фестиваля "Золотой Остап" на сцене БКЗ "Октябрьский" состоялось шоу "Съезд двойников России". В этой программе Жанэ Пати исполнил 11 номеров. За что удостоился титула "Многоликий двойник". Но это было только начало…

Скоро имя молодого артиста стало известно за пределами Петербурга, а творчество получило профессиональное признание. К его титулам добавился "Мастер имидж-имитации", а ЮНЕСКО присвоил ему звание "Универсальный актер и манекенщик".

Жанэ на достигнутом не остановился. Он создал собственный "музей", который так и назвал – "Живой музей звездных фигур Жана Пати". Сегодня в его "экспозиции" - более трех десятков персонажей: Марлен Дитрих и Николай Гоголь, София Ротару и Александр Вертинский, Патрисия Каас и Джон Леннон, Джонни Депп и Кристина Орбакайте…

- Жанэ, расскажи, как готовится образ?

- Я долго ищу, много репетирую. Потому что хочу достичь не только максимального внешнего сходства с оригиналом, но и постичь его внутреннюю суть.

- То есть к "оригиналу" ты относишься уважительно?

- Конечно! Я считаю, что по-другому нельзя. Люди, в образах которых я выхожу на сцену, достойны уважения. Более того, любой пародист и существует-то благодаря им. Выйти и унизить прототип, вытереть об него ноги, выставить на посмешище - это позор для самого пародиста. Пародия остается пародией, но есть пределы, которые нельзя переходить.

Мне поступали предложения от разных независимых продюсеров. Они настаивали на странных вещах. Например, изображая кого-то из звезд, в конце выступления задрать юбку, чуть ли не обнажиться перед публикой. Они считали, что это будет смешно. Учитывая внешнее сходство, получится, будто сама звезда это сделала.

- И ты отказывался?

- Само собой. А как ты себе это представляешь? Я выступаю в женских образах, но это не отменяет того факта, что я - мужчина. И вот - выйти и поглумиться над женщиной, достойной, интеллигентной, красивой, имя которой у всех на слуху, превратить ее в пошлое ничтожество... Я не знаю даже не кем, а чем для этого надо быть.

Со многими из своих прототипов я поддерживаю дружеские отношения. Встречаюсь с ними на концертах, за кулисами. По крайней мере, они могут быть уверены, что с моей стороны не будет "подставы".

Я не могу, принижая прототипы, заниматься творчеством. По этой же причине я не пишу и не исполняю пошлых, грязных текстов. Не хочу опускаться до подобных вещей...

- А выдавать себя за прототип доводилось?

- Нет. Я если и обманываю зрителя, то честно. И только внешним сходством. Мне даже приходилось выслушивать признания в любви, обращенные к созданным мною образам. Так странно и неловко себя чувствуешь, когда после концерта к тебе подходят: "София Михайловна, вы мой кумир с детства!"

Однажды в БКЗ в праздник, посвященный дню снятия блокады, пожилая женщина, ветеран, поднялась на сцену, вручила мне огромный букет - как Ирине Аллегровой и еще минуты две говорила в микрофон, как восхищается "моими" песнями. А дело в том, что перед моим номером ведущий торжественно объявил не меня, а Аллегрову. Уже за кулисами я сказал ему, что шутить со зрителями этого поколения надо аккуратнее.

- Кому из коллег по цеху ты отдаешь предпочтение?

- В 1970-х годах в Советском Союзе работал замечательный мастер этого жанра - Виктор Чистяков. Его называли "гением пародии". Иногда сами артисты не могли отличить свой голос от голоса Чистякова. А некоторых прототипов он даже превосходил по уровню мастерства.

К сожалению, этот талантливейший человек прожил очень мало - ему было всего 28, когда он погиб в автокатастрофе. И сегодня, к огромному сожалению, о Викторе Чистякове у нас почти забыли. Лишь усилиями мецената Сергея Осинцева юбилей Чистякова пять лет назад состоялся в Петербурге.

- Жанэ, зрители увидели тебя в сериале "Улицы разбитых фонарей". Планируешь ли ты еще сниматься в кино?

- Я сыграл эпизодическую роль хиппи в сериале "Женский роман" режиссера Сергея Снежкина. Мне повезло поработать на одной съемочной площадке с Константином Хабенским, Диной Корзун, другими замечательными актерами.

Я мечтаю сыграть острохарактерную роль - любопытно примерить на себя образы наркомана, секретарши, рок-музыканта, и, возможно, даже скандальной старухи. Ведь так интересно быть разным!

- А смог бы сыграть одновременно две роли?

- Конечно. И не две, а все. Я бы хотел сыграть одновременно несколько совершенно разноплановых ролей в одном и том же фильме, причем с абсолютной достоверностью. В Голливуде давным-давно существует такое понятие - "близнечный миф", и эта тема успешно эксплуатируется. В российском кинематографе можно назвать максимум пару-тройку фильмов, снятых по такому принципу.

- А пока эту идею ты эту идею воплощаешь в своей авторской программе "Гармония жизни с Жанэ Пати", как корреспондент, репортаж ведешь в мужском образе, а в студии интервью берешь - в женском образе. Ты же так можешь и потерять себя?

- Мне кажется, это и есть самое интересное в профессии актера - терять свой настоящий образ и играть разноплановые роли, тем более не только мужские, но и женские.

- Видимо, поэтому тебя и называют лидером Унисекса. В любой период есть люди, которым выпало в чем-то опережать свое время… Не тяжело такое знамя?

- Унисекс как стиль возник не вчера, и не я его создал. Но для России философия унисекса пока еще не стала чем-то само собой разумеющимся. Большинству людей несравнимо проще жить в мире четких разграничений и привычных условностей. Но любой медик вам скажет, что "внутренняя женщина" и "внутренний мужчина" есть в каждом из нас, как женские и мужские гормоны, левое и правое полушария мозга, одно из которых отвечает за эмоции, другое - за логику. Поэтому лично я не отрицаю и не подавляю в себе одну из частей человеческой природы.

Человек многогранен и целостен, и совсем не обязательно с оглядкой на социум жить по шаблону. Но для преодоления психологических барьеров и установок людям требуется немало усилий, чтобы пережить, понять и принять это.

- Я знаю, что ты автор социальной программы "Подари им семью!" по защите бездомных животных, брошенных своими прежними хозяевами. Ты куратор и опекун таких животных. Расскажи об этом подробнее.

- Я считаю, что говорить о благотворительности - неэтично. Что об этом разговоры разговаривать? Надо просто брать и делать - кто что может.

- Но у нас в стране немало людей, которые по своему финансовому положению вполне могут позволить себе заниматься благотворительностью, даже в период кризиса. Однако не слишком стремятся это делать.

- А почему вообще существует такое расхожее мнение, будто благотворительность - удел только состоятельных господ? Благотворительность - это творить благо и оказывать помощь. А помощь - это значит, давать по мощи, то есть, по возможности. А это может быть доступно каждому, независимо от уровня достатка. И дело здесь не в финансах и не в кризисе. А как говорится в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце": "Разруха не в клозетах, а в головах". Просто в нынешней России отсутствует экологическое мышление. А у меня оно есть, видимо, как у человека европейской формации. И для меня животные - действительно братья меньшие.

- А у тебя у самого есть животные?

- Да у меня их тысячи, как и у вас. Во всех приютах и на улицах Питера. Но дома, к сожалению, я не могу себе позволить завести, например, собаку, потому что дома почти не бываю, постоянно в гастрольных поездках. Когда у тебя есть собака - это здорово! Но есть ли у твоей собаки - ты?

- Жанэ, на прощание - традиционный вопрос о творческих планах.

- В ближайшее время мы планируем открыть в Санкт-Петербурге стационарный Театр двойников и пародии Жанэ Пати. Ведь все эти годы я работал не один, и у нас сложилась прекрасная команда: артисты, костюмеры, визажисты, балетмейстеры, режиссеры, менеджеры.

Я хотел бы выразить искреннюю благодарность этим и еще многим другим людям. Без моральной поддержки моих родителей, друзей, коллег, поклонников - ничего не было бы. Они верят в меня, а это - ценнее любых денег...

Анна ВАРЕНБЕРГ

"Секретные материалы ХХ века" № 24,ноябрь 2008

Не пропустите!

Юрий Антонов. Откровенное интервью

версия для печати