Елена Образцова: "Смех - моя суть"

Елена Образцова

Елена Образцова - всемирно известная певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии. Ей рукоплескала публика Парижа, Версаля, Лондона, Нью-Йорка, Италии, она поет в лучших театрах - "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Карнеги-холл", работает с крупнейшими музыкантами мира - дирижерами и артистами, критики пишут о ней: "Елена Образцова превосходит самых знаменитых оперных див ХХ века", "это самый крупный лирический талант мировой оперной сцены".

С 1964 года Елена Образцова работает в Большом театре. В 1999 году впервые вышла на сцену в драматическом спектакле известного режиссера Романа Виктюка.

В канун Нового года Иркутск потрясло радостное известие: к нам едет знаменитая Елена Образцова. Кроме сольного концерта, который с нетерпением ждали истинные ценители оперного искусства, Образцову можно было увидеть и в спектакле-трагикомедии "Антонио фон Эльба", поставленном Р. Виктюком. О нем много писали. Далеко не все с восторгом приняли участие любимой певицы в этом проекте. Но тем не менее спектакль идет с аншлагами повсюду - в Москве и Петербурге, малых городах России. Одни идут "на Образцову", другие - "на Виктюка", третьи - "из любопытства, что же из этого получилось".

Сама Елена Образцова говорит по этому поводу вот что:

- Я счастлива, что попала в театр Виктюка, что воплотились мои детские мечты о драматической сцене. Я забыла все. Забыла, что есть жизнь настоящая, живу в параллельном мире творчества, радости, счастья. Пою и танцую, и, благодаря гигантскому таланту Романа Григорьевича, мне совсем не трудно войти в новую для себя драматическую роль... И я потому счастлива в этом спектакле, что очень талантливы партнеры. При этом во время выпуска сложилась атмосфера любви и необыкновенной нежности друг к другу.

Несколько лет назад Виктюк приезжал в Иркутск со своим спектаклем "Бабочки! Бабочки..." (с Валентиной Талызиной в главной роли). Нынешний неприезд самого знаменитого, самого скандального режиссера нашего театра одних расстроил, других обрадовал: "И слава богу!" (?!).

- Елена Васильевна, вы знаете о том, что, кроме восторженных откликов зрителей, есть и такие: "Это каприз примадонны. Ну зачем иначе ей было участвовать в спектакле скандального Виктюка?"

- Почему "скандальный"? - не соглашается актриса. - Виктюка я впервые посмотрела совсем недавно. Это был спектакль "Саломея". Там играл Дима, играли Фархад, Олежка (артисты, занятые в спектакле: Д. Бозин, Ф. Махмудов, О. Исаев. - От авт.).

Я пошла за кулисы поздравить актеров, там был Виктюк, и в шутку я сказала: "Может быть, и мне дашь какую-то роль?" "Я подумаю", - ответил он. А месяца через два пришел вот с этой пьесой. Я решила, что она мне подходит, сказала, что с удовольствием возьму ее и буду играть. Так началась наша с Виктюком работа.

- Это правда, что вы сказали ему: "Я ничего не умею. Я пришла учиться"?

- Да. Я ничего не умела в драме - там все специфическое, совсем по-другому, там можно делать свою музыку. Если в опере мы связаны паузами, фразами, дирижером, оркестром, то здесь я сама создаю музыку спектакля, и поэтому для меня это была новость! И я очень люблю классику в драматическом искусстве и очень рада, что меня приняли в коллектив.

- У вас с Виктюком появился уже второй спектакль?

- Еще не появился. Это "Венера в мехах" по Мазоху. Но мы его уже вовсю репетируем.

- Читала о вас следующее: Елена Образцова уходит из Большого театра к Виктюку. Ее поклонники возмущены, многие отвернулись от нее, а он, конечно, доволен.

Хохочет: - Это для непосвященных! Вообще-то я, конечно, не ушла из Большого театра, пою там. И играю в театре Виктюка.

- Знаю, что Мария Каллас была одной из самых любимых ваших певиц...

- Да.

- Видели ли вы спектакль, где Каллас сыграла Татьяна Васильева?

- Не видела. Я бы очень хотела сыграть эту пьесу и хочу поговорить об этом с Виктюком.

- Это правда, что однажды, когда вы спели Кармен, к вам пришла Монтсеррат Кабалье и встала перед вами на колени?

- Да, правда. Еле подняли домкратом (хохочет). Это было в Барселоне. Я пела вместе с Доминго. И она пришла ко мне за кулисы.

- Вы никогда не были персоной нон грата?

- Нет.

- Вам не перекрывали выезды за границу?

- Нет.

- И плохой критики не было?

- Не было.

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние оперного искусства в России?

- Я очень плохо знаю состояние театров в России, потому что мало бываю здесь. Поэтому даже не решаюсь говорить на эту тему.

- Как сегодня котируются наши российские оперные певцы на Западе?

- Очень высоко! Нет театра, где бы не пели русские певцы. Они поют в самых лучших театрах и постановках. И я очень горжусь, что русская, что до сих пор востребована во всех театрах, и испытываю гордость за нашу культуру.

- Как Хворостовский?

- Замечательно! Недавно я слушала, как он прекрасно пел "Фаворитку" Доницетти (в концертном исполнении) в Нью-Йорке, в "Карнеги-холл".

Я только что приехала из Лос-Анджелеса (где пела "Пиковую даму") - там пели наши Чернов, Сергей Беферкус, Галина Горчакова (и пел Доминго), дирижировал Гергиев. Все мы поем нашу русскую музыку и прославляем русское искусство.

- Когда-то вы вели дневники. А сейчас?

- Обязательно! Правда, если раньше я писала каждый день, то сейчас только если что-то меня удивляет или сильно потрясает. Например, когда я вижу прекрасную природу.

- А свой талисман, интересно, по-прежнему берете в поездки?

- Бобку? (Старая игрушка Е.Образцовой. - От авт.). Обязательно!

- Не надоедает жизнь на колесах, вечные переезды, чемоданы, самолеты, гостиницы? Не хочется иногда бросить все, осесть и пожить спокойно, заняться, например, преподаванием?

- Я преподаю уже лет 25. А чемоданы - это у всех. Что делать? Это трудно, но без этого - никак!

- Хотелось бы узнать о вашей дочери Елене...

- Да, пожалуйста. Она певица, поет концерты, в опере - маленькие партии, учится у Монтсеррат Кабалье. Когда я сказала дочке: "Тебе не сделать большой карьеры в опере", она ответила: "Ну, мамочка, не всем же быть такими, как ты! А мой выход в опере - это для меня счастье!" Я ее поняла и не ругаю. У каждого своя жизнь, свои запросы и возможности...

- Вам знаком страшный сон артистов: забыл(а) слова?!

- Нет. (Хохочет). Это бывает наяву. И тогда начинается импровизация!

- Вы потрясающе смеетесь! И в жизни, и в спектакле Виктюка.

- Спасибо.

- Это, кстати, он подметил и использовал?

- Нет, я сама. Смех - моя суть.

- И Виктюка - тоже! - смеясь, добавляют артисты, партнеры Образцовой по спектаклю.

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 5.01.2002

версия для печати