Лариса Лужина: «Все мои романы начинались на съемках»

Лариса Лужина

На "творческом счету" у народной артистки России Ларисы Лужиной более 60 ролей в кино. Наиболее известные фильмы с ее участием: "На семи ветрах", "Вертикаль", "Тишина", "Исполнение желаний", "С любимыми не расставайтесь".

- Лариса Анатольевна, это правда, что вашу судьбу еще в детстве предсказала гадалка?

- Я появилась на свет с длинными волосиками, - вспоминает Лариса Лужина. -. Как-то на прогулке к маме подошла цыганка и сказала: "Ваша девочка родилась под счастливой звездой. Поклонников у нее будет много, но останется она одинокой". Мама рассказала мне это, когда я была уже студенткой. Тогда я не придала этому значения, а на сегодняшний день предсказание сбылось. Воздыхателей у меня было действительно много, мужей тоже хватало, но не так давно я развелась со своим четвертым мужем. Думаю, пятого не будет.

- Известно, что песню "Она была в Париже" Владимир Высоцкий посвятил вам. А как произошло ваше знакомство?

- Еще когда я училась во ВГИКе, Володя часто приезжал к нам в общежитие. У нас на четвертом этаже была специальная комната, куда приходили наши гости. Мы собирались, и Володя пел там свои песни. Но лично с ним мы знакомы не были. Познакомились только на картине "Вертикаль". Меня утвердили сразу, а вот с Володей возникли проблемы. Худсовет Одесской киностудии был категорически против того, чтобы он снимался, но Говорухин настоял на своем. Тогда директор киностудии сказал: "Я вас умоляю: только никаких песен, а то начнутся проблемы". Но Володя не мог не писать песен. Я убеждена, что без его песен и картина бы не состоялась.

- Говорят, что против обаяния Высоцкого устоять было невозможно. Вы, наверное, одна из немногих женщин, не ответивших на его любовь?

- Честно говоря, я на него как на мужчину не обращала внимания. У меня в то время был муж. К тому же во время съемок я влюбилась в другого актера - Сашу Фадеева, который играл одного из альпинистов. Потрясающая природа, романтическое настроение - все способствовало этому. Саша был сыном знаменитой мхатовской актрисы Ангелины Степановой. Он очень красиво ухаживал за мной, дарил цветы, читал стихи, правда, петь, в отличие от Володи, не умел, но это не мешало нашим чувствам. Мы жили в горах месяцев пять, и за это время у нас с Сашей возник бурный роман. После окончания съемок он какое-то время еще продолжался, а потом сошел на нет...

С Володей же мы просто дружили. Как я сейчас понимаю, он за мной во время съемок ухаживал, говорил комплименты, но, мне кажется, это были "нормальные" ухаживания молодого человека за молодой девушкой, партнершей по фильму. У нас и по сценарию была сцена, когда мы остаемся вдвоем и он начинает ко мне приставать. Правда, в фильме от нее мало что осталось. По-моему, он и вторую актрису, Риту Кошелеву, не обделял своим вниманием. А поклонниц у него всегда хватало, женщины влюблялись в него мгновенно. Как только он брал в руки гитару, все девушки "липли" к нему. В какой бы компании он ни появлялся, с ним уходила самая красивая... Обо мне же он написал в песне: "Кто раньше с нею был, и тот, кто будет позже, пусть пробуют они. Я лучше пережду"...

- Теперь не жалеете, что не ответили на чувства Высоцкого?

- О чем же тут жалеть? Я думаю, это бы ничем хорошим не закончилось. Были бы лишние страдания. Володя был человеком влюбчивым. Даже при Марине Влади у него были романы. И, кто знает, если бы у нас возникли близкие отношения, может, он и песню бы эту не написал.

В то время у меня была огромная популярность. С картиной "На семи ветрах" я побывала в Каннах, объездила множество стран. А Володя никуда за границу еще не выезжал. В перерывах между съемками я все время рассказывала о своих поездках, вот он и сочинил эту шутливую песенку. Тогда я на него страшно обиделась. Мне казалось, что в ней я выгляжу какой-то легкомысленной идиоткой. А сейчас горжусь, что эта песня посвящена мне.

После "Вертикали" мы много общались, потому что он дружил с моим мужем и часто приходил к нам домой. У нас был открытый дом. Володя мог прийти и в полночь, и в 4 часа утра - когда угодно. Когда познакомился с Мариной, приходил и с ней. Она уезжала - часто от нас звонил ей в Париж. Я шутила, что Володя Высоцкий должен мне за телефонные разговоры...

- А свою первую любовь вы помните?

- Помню, конечно. В таллинской школе я сидела за одной партой с будущим "человеком-амфибией" Владимиром Кореневым. Он был очень красивый, высокий, синеглазый парнишка. В него влюбились все девчонки нашего класса, и я в их числе. Но это была такая романтическая влюбленность, которая ничем не закончилась. Зато когда я училась уже в 10-м классе, то на танцах в мореходном училище познакомилась с парнем из мореходки. Красивый блондин с синими глазами, он еще и хорошо играл на гитаре, пел. Я влюбилась в него без памяти. Мне казалось, что и он тоже. Перед отъездом подарил мне свою гитару и пообещал, что вскоре мы обязательно встретимся. И вдруг через какое-то время все струны на гитаре ни с того ни с сего лопнули. Я "все поняла". И действительно, через несколько дней ко мне заехали его друзья и рассказали, что у него есть семья - жена и ребенок. Для меня это была трагедия. Но прошло время. Я поступила во ВГИК, с головой окунулась в новую жизнь и влюбилась в студента с операторского курса Лешу Чардынина. Эта любовь в отличие от первой благополучно завершилась замужеством. Алексей снимал картину "Журналист" и множество других известных фильмов.

- А почему же вы все-таки с ним разошлись?

- Может, роман с Сашей Фадеевым в какой-то степени сыграл свою роль... Потом жизнь сложилась так, что я на четыре года по приглашению студии "Дефа" уехала в Германию. Снялась там за это время в шести художественных и телевизионных фильмах. В Москве бывала наездами, а Алеша оставался один. Он высокий, красивый мужик, женщины в него, естественно, влюблялись, он - тоже. В конце концов встретился с девушкой, ее тоже зовут Лариса, с ней, слава Богу, и живет до сих пор. Наши же отношения стали портиться. Когда я вернулась из Германии, у нас все время возникали конфликты, вплоть до драк... И тут я очень сильно заболела - у меня случился инсульт. Меня положили в больницу. Алеша меня не навещал, а вот оператор Валера Шувалов, с которым мы познакомились на съемках картины "Золото", постоянно приходил, приносил помидоры, виноград, цветы. Меня это страшно тронуло. Валера тоже оператор, талантливый человек. Он снял такие фильмы, как "Интердевочка", "12 стульев", "Арап Петра Великого"...

Мы полюбили друг друга, и я вышла за него замуж. У нас родился сын Павел. А когда ему исполнилось шесть лет, мы расстались. Сейчас я очень сожалею об этом. Вся моя дальнейшая жизнь после этого пошла не в ту сторону.

- Вы всегда уходили от своих мужей?

- В основном все рушила я. Я, как и Высоцкий, влюбчивая. Все мои романы начинались на съемках. Может быть, хорошо, что сейчас так быстро снимают картину, что люди не успевают проникнуться чувствами к своему партнеру, оператору или режиссеру. А раньше снимали подолгу, на несколько месяцев уезжали в экспедицию. А в экспедиции флюиды любви витают в воздухе. Вся группа превращается в сплошной роман.

...Мне кажется, что всю жизнь с любовью к одному человеку прожить нельзя. Чувство через какое-то время уходит. Уже нет тайны, ты знаешь все о человеке. Любовь у кого-то переходит во взаимное уважение, у кого-то - в привязанность, а кто-то элементарно боится остаться один. Слава Богу, у меня замечательный сын. Он работает на "Мосфильме" инженером звукозаписи. У него хорошая семья, двое детей.

- Как вам сейчас живется?

- Живется не очень легко. Зарплата у меня в Театре киноактера 1300 рублей, плюс пенсия 1900. Но театр сдается в аренду, а нас держат, чтобы показать, что театр все-таки существует. Занята я там всего в одном спектакле - французской комедии Вернейля "Ровно в семь". Играю в антрепризном спектакле "Дзынь-дзынь" Наума Брода. Это современная пьеса о встрече бывших однокурсников. Там заняты очень хорошие актеры, у меня единственная женская роль. Когда приглашают - снимаюсь, но предлагают, увы, лишь маленькие эпизоды. Недавно сыграла в сериале Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов" княгиню Прасковью Юрьевну Долгорукову. Первый раз в жизни на меня сшили такой роскошный костюм. Свои же собственные костюмы приходится покупать на вещевом рынке, а не в бутиках.

Александр Неверов

Труд, 2.3.2004

версия для печати