Андрей Краско, который нарасхват

Краско Андрей

Пообщаться с Андреем Краско в его родном Питере оказалось делом чрезвычайно сложным! То он на съемках одного фильма - в Минске, то другого - в Мурманске. То гастроли театра "Приют Комедианта", где Андрей Краско играет, - в Прибалтике. Предстояли съемки еще одной картины - уже в Киеве. С ума сойти...

Но вот, казалось бы, "лови" его: в городе появились афиши спектакля "Смерть Тарелкина" по Сухово-Кобылину, в котором Андрей Краско играет этого самого Тарелкина, - целых два дня! Но у него или репетиции, или работа на "Ленфильме", или какие-то встречи. А потом он опять улетел, уже в Москву... Наконец мы выкроили раннее утреннее время (это артист-то, после вечернего спектакля! Удивительно...) и встретились в Доме актера на Невском проспекте.

Ни дать ни взять - азербайджанец

- Андрей, столько съемок враз, ты прямо нарасхват сейчас. Что, стал вдруг востребован твой типаж?

- Типаж? Не знаю. Все роли совершенно разные.

- У кого, где снимаешься?

- У Владимира Хотиненко в истории об экипаже подводной лодки - "Прощание славянки" - играю командира этой лодки. Компания собралась интересная: Марат Башаров, Сергей Гармаш, Игорь Ливанов, Чулпан Хаматова, Влад Галкин, Сергей Маковецкий, Тема Михалков... Хороший сценарий. Замечательный режиссер. Будем надеяться, что получится достойное кино.

Еще снимаюсь в Минске - в "Каменской-3": играю переводчика с японского языка. Это одна из главных ролей (понятно, не милиционера, а, так сказать, жертвы). В Киеве занят в шестисерийной картине "Дуб земли". Мой герой - репортер, телеоператор. Закончились съемки у Дмитрия Месхиева в сериале "Линия судьбы" (24 серии). Я там азербайджанец.

Слава богу, что есть самолеты. Успеваю и сняться, и в театре сыграть.

- Где тебе интереснее, в какой картине?

- Необычную роль, совершенно для меня неожиданную, предложил сыграть Дима Месхиев. Мы с ним уже делали пару работ, небольших, правда. Работать с ним интересно, он профессионал, а я вообще люблю профессиональнов (личные качества для меня менее важны). Чтобы я стал "настоящим азербайджанцем", мои волосы, брови, ресницы выкрасили в черный цвет, и я два месяца ходил в таком виде.

Очень интересно работать с Хотиненко. Я знаю его фильмы, а в работе с ним встретился впервые. И партнеры там замечательные. (В "Линии судьбы", кстати, тоже).

- Об "Агенте..." не забыл?

- Да, начинаются съемки уже четвертого фильма, 12 серий.

- Твой отец сказал мне, что автор сценария сериала Владимир Вардунас - твой одноклассник, хорошо знающий твою "природу". Андрей Краско играет Андрея Краснова. Роль была написана специально для тебя?

- Да. В "Агенте..." два сценариста. Игорь Агеев учился со мной в институте на курсе параллельно. А с Вовой мы знакомы с пяти лет: дружили, по стройкам и помойкам бегали, в войну играли, учились вместе в школе... Я как-то позвонил ему: "Что делаешь?" - "Вот, сценарий пишу". - "Напиши мне рольку!" - "А-а, сколько я тебе писал, толку-то... Все равно ничего не получается". Вова писал для меня роли в сценариях "Праздник Нептуна", "Фонтан". И ни на одну режиссер Мамин меня не взял. В "Фонтане" для меня было пять ролей, в результате же я снимался там в какой-то массовке.

- А кто снимает "Агента..."?

- Митя Светозаров. Митя оказался не против, чтобы я играл (до этого я снимался у него в двух фильмах - "Псы" и "Прорыв"). Так что со второй серии играю в "Агенте..." и в тридцати пяти сериях присутствую, прижился...

- А какое предложение было, как снег на голову, совершенно неожиданным?

- Картина "Олигарх". Играть там должен был другой актер - Андрей Панин. Он уже начал сниматься, но что-то у него по срокам не получалось. Павел Семенович Лунгин решил его заменить... Я в это время снимался у Ивана Дыховичного. У меня был последний съемочный день. Приехал в гостиницу, стал собирать вещи домой, раздумываю: то ли до поезда в номере посидеть, то ли по городу погулять. И тут звонок: "Андрюша, сиди в номере, никуда не уходи!" Приехала ассистент режиссера Таня, которую я знал еще раньше.

- Вытаскивай серьгу из уха, едем.

- Куда?

- К Лунгину.

Приехали. Лунгин ко мне приглядывается. И второй режиссер. Марат Башаров рядом ходит, шутит. Я подумал, что будет какой-то эпизод, потому как они уже две недели снимали картину. Мне дали сценарий. Прочитай, мол, и вечером позвони. Лунгин еще спросил, могу ли я освободиться для съемок. Прочитав, я понял, что предложенная мне роль следователя - одна из главных. Несколько удивился. Позвонил, сказал, что она мне нравится. Съездил в Питер, уладил там все дела, что-то перенес, что-то отменил. И начал сниматься...

На режиссеров мне везет необычайно. Павел Лунгин. Дима Месхиев (я играл у него эпизод в "Американке". И еще был фильм к 100-летию кино, там я играл в одной из новелл - "Экзерсис номер пять"). У Рогожкина снимался в "Болдинской осени", "Блокпосте", "Особенностях национальной рыбалки", "Операции "С Новым годом!". Надеюсь, что у него еще будут роли для меня. Небольшие роли были в "Брате" Балабанова, в "Сестрах" Сережи Бодрова.

- А сам дома ты какое кино смотришь?

- В свободное время - новые фильмы, что не посмотрел в кинотеатре, что посоветуют. Например, не успел "Кукушку" Рогожкина во время премьеры посмотреть. В кинотеатре, конечно, с большим желанием смотрю, там совсем другие ощущения, чем от просмотра дома.

Смотрю и другие сериалы (наши) - для того, чтобы знать, как народ работает (режиссеры, операторы...). Из американских посмотрел "Убойный отдел" (мощный сериал!), "Скорую помощь". У меня и дома, и в гостинице телевизор работает с утра до вечера.

Тарелкин

Это сегодня питерские театралы ходят "на Андрюшу Краско". Любят его роли в "Собачьем вальсе" и "Москва - Петушки". Но были в его жизни восемь лет "затишья", когда Андрей не играл на сцене. Тогда люди перестали ходить в театр и в кино...

- Приходилось шить куртки, штаны, продавать книжки, работать на кладбище, заниматься "извозом". И диджеем был, дискотеки вел...

Сегодня Андрей Краско работает только с теми, кто ему нравится, может выбирать. Счастливый человек!

- Самая интересная, пожалуй, работа - с режиссером Юрием Бутусовым, спектакль "Смерть Тарелкина". Несмотря на то, что это антреприза, а их сегодня принято ругать. Мы ставили перед собой задачу доказать, что антреприза - это не обязательно халтура, "чес", зарабатывание денег, что спектакль может стать предметом обсуждения как произведение искусства. В результате так и получилось. Кому-то наш спектакль очень нравится, кому-то совсем не нравится. Его обсуждают! При этом не идут разговоры о том, что артисты приехали заработать деньги.

(Я спектакль смотрела. Видела, как одни уходили с него. Слышала, как другие хвалили его. И как отмечали великолепную игру Андрея Краско. Даже те, кому не по душе постановки Бутусова, кто не принял и этот его "авангард", не могли не признать: "Краско замечателен. К сожалению, лишь он один...").

"Петербургские штучки"

- Я слышала от некоторых петербургских артистов: в Питере ничего не достигнешь, надо перебираться в Москву, мелькать там. Пройдешь пробы на "Ленфильме", а в результате москвича возьмут сниматься... Что ты скажешь на это?

- Как-то в Москве молодые актеры признались мне, что с трепетом ожидали начала съемок: "Вот в Питере актеры - это да!" Даже в училище им рассказывали о питерских актерах: их надо смотреть, у них учиться... Ни я, ни Костя Хабенский, ни Миша Пореченков не ездили в Москву и не "мелькали" там. В Москве можно работать и жить в это время в гостинице или на квартире. Переехать туда - значить стать "одним из..." в тусовке. А так мы для них "петербургские штучки"...

- Твой отец хорошо отзывается о твоих ролях на сцене и в кино. А ты восхищаешься артистом Иваном Краско?

- Первый мой "актерский" выход состоялся в родном детском саду: я был зайчиком, Буратино, а папа - Дедом Морозом.

Мне очень нравятся некоторые его работы. Сейчас, в последнее время, к сожалению, не все спектакли смотрю. Не видел его Аракчеева в "Царственном мистике" и Меншикова в "Шуте Балакиревом". И бенефисный спектакль "Утоли моя печали". Зато в детстве по 24 раза ходил на спектакли, знал их наизусть. Папа - очень профессиональный актер. У него были замечательные работы. Одна из лучших, считаю, - "Играем Стриндберга" по Дюрренматту. И Кочкарев в "Женитьбе". А старые спектакли "Принц и нищий", "Продавец дождя"!.. Он хорош в фильме "Цветы календулы" Снежкина, хотя и в эпизоде снялся.

- Фамилия тебе в жизни помогала? Ивана Ивановича Краско в Петербурге знают и любят...

- У нас с ним такая установка, с самой моей юности, что я человек самостоятельный. Иван Краско - это одно, а Андрей Краско - другое. Папа никогда нигде за меня не просил. Начиная с поступления в театральный институт...

А вот что рассказал мне Иван Иванович (тет-а-тет, конечно):

- Обычно актеры не хотят, чтобы дети пошли по их стопам. У меня такой "проблемы" не было. Мой сын до самого окончания школы не проявлял желания стать актером. Он был флегматичным мальчиком, учился в математической школе, как-то странно себя вел. Видел все, что творилось вокруг: мои переживания, конфликты, понимал, как все это непросто... Вдруг в десятом классе, уже в мае, подходит ко мне:

- Папа, я хочу поступать в театральный.

- Ты?! Ну даешь! А что же раньше молчал? Мы бы с тобой подготовились.

- А что там сильно готовиться? Я же все твои спектакли смотрел по нескольку раз.

Действительно, были мощные романтические спектакли "Продавец дождя", "Принц и нищий", он на них все время ходил.

- Кто набирает курс?

- Игорь Петрович Владимиров.

Мать сразу мне: "Позвони..." Но у меня принцип: за кого угодно пойду, попрошу, но не за сына.

- Что будешь читать?

- Из прозы - Андрея Платонова.

- Читай.

Мама у нас филолог. Литературу он хорошо знал. Прочитал. Неплохо. Но наизусть не выучил. Через три дня - тот же результат. Я разозлился:

- Ни хрена из тебя не выйдет! Бездарь. Лентяй.

Мама в слезы: "Не кричи на ребенка". На первом же туре его завалили. Естественно, встал вопрос, чем заниматься, куда идти работать. "Я бы хотел в театр". Проработал год монтировщиком сцены. Опять собрался поступать. Пришел ко мне, читает Платонова - уже наизусть. "Ну, Андрюша, - говорю, - мне здесь делать нечего. Ты молодец. Все понимаешь. Вырос".

Он попал на курс к Додину и Кацману. Трудно учился...

Деньги

- Как обычно отдыхаешь?

- Когда очень устаю, сажусь в машину, еду за город, километров сто, разворачиваюсь и - обратно. За это время отдыхаю. За рулем. Машины вообще очень люблю.

- А у тебя какая?

- "Жигули", "шестерка".

- В Интернете про тебя пишут: "Фильмы принесли актеру популярность, деньги..."

- О деньгах. Могу сказать, что я снимаю жилье, на квартиру не накопил. В прежней живут мой младший сын со своей мамой. Езжу на "шестерке" - на дорогую машину не заработал. Домохозяйки, водителя у нас нет. Что касается еды, одежды и бензина, - вот тут да, в настоящее время никаких проблем нет. Если раньше приходилось занимать деньги до следующего гонорара, то сейчас, действительно, на необходимые вещи хватает.

- То есть сумасшедших доходов сериалы актерам не приносят?

- Во-первых, они совсем не сумасшедшие. Во-вторых, раньше, когда они только начинались, мы получали вообще копейки. Не было ясно, пойдут, не пойдут эти сериалы... Когда пошли, там что-то уже прибавилось. К сожалению, мы, актеры, не можем ставить условия, запрашивать гонорары...

Сериалы помогли в другом. Публика, узнав актеров благодаря телевидению стала раскупаеть билеты в театр, на их спектакли.

Андрей Краско и популярность

- На улицах тебя узнают?

- Уже года три, а то и четыре. Правда, по улицам я практически не хожу. В основном езжу на машине. Стараюсь свести общение до минимума. Люди ведь разные бывают, и обижать кого-то не хочется.

- И как обычно "донимают"?

- Кто как. Кто за рукав хватает, кто спрашивает (одно и то же: "Когда будут следующие, новые, серии?"), кто автограф просит. Мы с Мишей Пореченковым как-то ловили на улице в Москве такси. Сложно было и поймать его, и погрузиться. Моментально народ окружил.

В Израиле снимали одну из серий "Агента..." Нам с Михаилом просто не давали прохода на улицах! Примерно треть населения - выехавшие из России, поэтому и там автографы просили.

- Я видела после спектакля "Смерть Тарелкина" толпы поклонниц с цветами за кулисами...

- Это, в основном, к молодежи: Хабенскому, Пореченкову. (Андрею Краско 45 лет. - Прим. авт.). Мой зритель - он постарше, меня любит другое поколение. На рынок прихожу, солидные тетеньки советуют: "Вот это не берите. Я вам сейчас получше дам..." И я этим пользуюсь. (Смеется).

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 17.05.2003

версия для печати