Сергей Барковский: "Моим кумиром остается Смоктуновский"

Сергей Барковский

Многие петербургские театралы рассказывали мне об этом замечательном актере - Сергее Барковском. Называли роли и спектакли, театры, в которых его можно увидеть, и непременно советовали все это посмотреть и сделать потом с ним интервью. Но ведь как обычно в провинции? Если знают артиста по кино, телевизионным сериалам - все, это звезда. Он на виду, и его имя на слуху. Если же нет... Неизвестный актер? Кому интересно это интервью?

Фанаты Сергея Барковского с жаром уверяли меня, что я буду очарована его игрой. Так и случилось. И я тоже стала одной из самых преданных поклонниц Сергея. С интересом смотрела спектакли с его участием, восхищалась им, влюблялась!
Узнала, что в прошлом году он был награжден премией имени Иннокентия Смоктуновского. Мало того, Сергея Барковского сравнивают с этим великим актером, и он даже внешне напоминает его. А что до фильмов... Пожалуйста. Он тоже "засветился" в популярных сериалах "Бандитский Петербург", "Агент национальной безопасности", "Менты" ("Улицы разбитых фонарей"), "Ниро Вульф и Арчи Гудвин". Скоро на экранах появится сериал "Спецотдел", где мой герой сыграл одну из главных ролей. Уж после премьеры-то его точно будет знать в лицо вся страна!

А тут еще я прочитала, что ни у одного российского сериального артиста нет трех красных дипломов о высшем образовании, а у Сергея Барковского - есть. Он, кстати, на это говорит:

- Я не ставил перед собой цель собрать коллекцию дипломов. Ни с кем на "слабо" не спорил. Разве что для вящей убедительности в воспитании сына - мол, смотри и учись. Вместо ремня. Шучу...

Как-то журналисты спросили Барковского: "Узнают ли вас на улице?" Он ответил: "Да, и довольно часто, благодарят, но бывают и казусы. Вот иду как-то по улице, останавливает меня девушка. Прижав руки к груди, с обожанием в глазах восклицает: "Это вы? Это вы снимались в "Бандитском Петербурге"? Я с ума схожу!!! Вы же... общались с самим Певцовым!"

Поклонницы Барковского стараются не пропускать ни одного его спектакля. Даже из других городов приезжают. После того как Сергей сыграл на гастролях в Иваново, одна девушка оттуда приехала в Петербург и пересмотрела все его спектакли. При этом она не искала встреч с актером, только благодарила после спектакля букетом цветов... Его поклонницы покупают билеты, а не прорываются в театр через служебный вход, приносят ему цветы. Билетеры знают их по именам.

- Есть, конечно, люди, которые ведут себя бесцеремонно. Тут я стараюсь поступать так, чтобы нейтрализовать ситуацию. Но, как правило, зрители очень деликатны, понимают, что нехорошо быть навязчивыми.

Я занят сейчас в одном спектакле со знаменитыми "убойщиками" и "спецназовцами" (великолепная комедия "Я должен убрать президента". - От авт.): с Федорцовым ("Вася Рогов"), Кошониным, Ганелиным, Стругачевым, Лифановым. Так они просто убегают от поклонниц! Люди на улицах могут подумать, что это какие-то гонки с преследованием. Там уже всерьез... (Смеется).

Я же в "Ментах" сыграл всего в шести сериях из ста. В "Агенте..." - и того меньше, в одной: ограбил банк, и меня пристрелили. В "Бандитском Петербурге" отснялся во второй части "Адвоката", закончилась история моего персонажа Липмана - и все.

Скорее всего, у меня неопределенный типаж. Из-за этого есть проблемы с кино, потому что там он необходим. А я какой-то... непонятный. Это хорошо в театре. В этом есть какая-то универсальность: можно играть и Алексея Турбина, и сэра Тоби, и Горацио, и Шмагу... В кино мне труднее себя найти. Скажем, в "Дурной привычке" я играю такого "фантика", совершенное "облако в штанах" - роль гротесковая, фарсовая. В "Ментах" у меня был полудурашливый персонаж несчастного вида ("стукачок" Степаныч, к которому обращаются менты). А в "Спецотделе" - серьезный человек, интеллигентного вида, умник, эфэсбэшник.

- Несколько слов о "Спецотделе"...

- Это сериал Виктора Татарского, его первая большая работа. Надеюсь, он скоро выйдет на экраны (видимо, по ОРТ), Виктор - сын Евгения Татарского, снявшего "Приключения принца Флоризеля", "Ниро Вульфа и Арчи Гудвина". Кстати, я снялся в первой серии "Ниро Вульфа" - "Летающий пистолет".

Хочется играть разные роли. Надеюсь, что меня увидят в конце концов и будут еще интересные, большие роли.

- Вы не из тех артистов, кто с презрением относится к сериалам? Ни от чего не отказываетесь?

- На "Ленфильме" у некоторых режиссеров есть такая "установка": если артист снимается в сериале, то он "второго сорта", в какой-то степени себя дискредитирует. Серьезно! Один режиссер как-то подошел ко мне со словами: "О-о, ты снимаешься в сериале? Жалко, жалко. Хороший артист..." (вроде, был). Это, конечно, от лукавого. И что же мне - сидеть, ждать, хранить "девственность" для большого и нетленного?.. Тот же режиссер, который подходил ко мне и "жалел", не снимает меня в больших ролях. Так ты сними! Тогда и будем говорить. А если мне предлагают работу (к тому же это деньги), почему я должен от нее отказываться? Ведь то, что платят в театре, - это не деньги, а оскорбление. Единственную возможность заработать дают антрепризы...

Работа в сериалах - это прежде всего работа. Качественная она или нет - зависит от твоих способностей, от твоего усердия и от твоего отношения к ней. Если ты всерьез относишься к сериалу, значит, ты и роль всерьез сделаешь. Как и в "большом" кино. Конечно, сериалы снимаются быстро. Может быть, там не так тщательно все подготовлено. Но, во-первых, повторяю: все зависит от тебя. А во-вторых, кино - это режиссерское искусство, а не актерское. В театре репетируют режиссеры, и ты вместе с ними ищешь роль, но в конце концов ты выходишь на зрителя и ты устанавливаешь с ним контакт. В кино же режиссер правит тексты сценария, он же задает принцип кадра оператору, на площадке актеры находятся под его управлением. И в конце - монтаж, который может все перевернуть на 180 градусов...

Если будешь ждать, когда же тебя наконец пригласят в "большое" кино, можешь просто потерять навыки. Хотя бы из-за этого надо все время появляться перед камерой. Поэтому меня не смущает участие в сериалах. Единственное: есть, конечно, страх, когда этот сериал выходит. Что в результате получится - непредсказуемо. Можно "лопухнуться" всерьез. Но так же непредсказуем результат и в полнометражном кино. И там тебе дают интересный сценарий, но кто знает, как это будет снято?.. Да и в театре тоже: ты приступаешь к интересной роли в интересной пьесе с интересным режиссером, а что получится - неизвестно. Это все настолько неисповедимо и непрограммируемо, что я просто не рискую в большинстве случаев отказываться от ролей. Я отказываюсь, если мне совсем не нравится работа, материал или команда, или когда очень загружен. Но это большая редкость.

А сколько было случаев, когда меня "пробовали" и утверждали, была договоренность о сроках, о деньгах, и в последний момент перебегала дорожку какая-нибудь московская звезда! Актеры, которые с презрением относятся к сериалам, участие в них считают моветоном, как правило, избалованы, пресыщены. Мне кажется, это немного снобистская позиция, тщеславная. А нам что делать? Ждать? Но можно не дождаться...

Сергей Барковский родился в Алма-Ате. Вырос на Украине, в Николаеве. Поступил в Ленинградский университет на философский факультет. Окончил (получил первый из трех дипломов). Год преподавал. Потом были еще два диплома ЛГИТМиКа - режиссерский и актерский. В театральном институте Барковский играл, играл и играл (более 80 ролей сыграл!), иногда с утра до вечера - по нескольку отрывков за день.

Десять лет Сергей Барковский служит в Молодежном театре на Фонтанке (его еще называют театром Семена Спивака, по имени худрука). Ведущий актер этого театра, занят практически во всем репертуаре.

- Там мои душа и тело. Не потому что там лежит моя трудовая книжка. (Рассмеялся). Это мой родной, любимый театр. Я получил в нем основные свои роли. Надеюсь, что я детище этого театра. Мы сродни друг другу. Все остальное - тоже театр, естественно. Не халтура!

А "остального" столько! Два спектакля в знаменитой Александринке. Два в не менее популярном Театре комедии имени Акимова. Еще по одному в театрах "Приют Комедианта", "Фарсы", в Пушкинском театральном центре под руководством Владимира Рецептера. И хорошие антрепризные спектакли (Островский, Стриндберг) творческих организаций "АРТ-Питер" и "Петербург-концерт"...

- Утром в Молодежном театре шла ваша сказочка "Волшебный полет над Багдадом". Совмещаете, значит, актерский труд с режиссерским?

- Да но, больше режиссурой заниматься не хочу. Пока, во всяком случае. Это другая профессия: другие мозги, нервы, другое все. Когда я ставил сказку, забыл про все, играл в спектаклях "на автомате". А мне не хотелось бы этого.

Некоторые актеры совмещают игру с режиссурой. Некоторые режиссеры совмещают свои постановки с актерской деятельностью. У меня в равной степени это не получается.

- С кем из режиссеров вам хотелось бы поработать?

- Со всеми! Я поэтому и не отказываюсь ни от какой работы. Крамер? Замечательный режиссер, очень многому я научился у него. Галибин? Прекрасный. Туманов? Превосходный. Не говоря уже о Спиваке - сколько мы вместе работаем, с ним всегда интересно, он удивительно репетирует.

У каждого режиссера чему-то учишься. У Казаковой. У Прикотенко... Они разные по природе, по эстетике, а это всегда обогащает актера, дает пищу для дальнейшей работы. Мне повезло встретиться с Геннадием Тростянецким в спектакле "Дон Жуан" по пьесе Мольера (в Александринском театре). Я был когда-то шокирован его спектаклем "Король Лир" в Театре на Литейном - ярким, мощным. И вот спустя энное количество лет мы с ним встретились, он пригласил меня на роль Сганареля. Я многому научился у него: открытому, яркому театральному ходу, острому рисунку...

А иначе нельзя, иначе бессмысленно. Если ты чему-то не научился в новой работе, значит, использовал уже свои штампы, ранее найденные, никак себя не изменил. И в чем тогда смысл? Для меня интересна работа, когда она как-то меня поворачивает, когда я что-то в себе открываю. Мне интересны актеры, которые всегда ищут разные краски. Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев... Они не успокаивались, пока не находили в себе другого, непохожего человека, такого, каким еще не были. Я пытаюсь идти этим же путем.

- Сергей, за что вы получили премию имени Смоктуновского?

- За короля Карла в спектакле "Жаворонок" Ануя в Молодежном театре Семена Спивака. Мы были на гастролях в Киеве, на наши спектакли пришли члены комиссии фестиваля "Молодость века". Им понравилось, они выдвинули меня на премию в номинации "Лучшая мужская роль". Очень лестно, конечно. Престижная премия. Жаль, что случилось недоразумение: мне не сообщили о церемонии вручения. Было так обидно! Награждение происходило в Москве, в императорском Малом театре... Позже с оказией мне передали грамоту, приз.

- Смоктуновский был вашим кумиром?

- Да, конечно, это мой любимейший актер. К моей радости, иногда меня с ним сравнивают в каких-то моих работах. Я знал его по кино, в театре видел лишь однажды: в Москве на Тверском бульваре он играл чеховского Иванова. Это было очень мощно! У него получилась демоническая фигура, айсберг, с богатейшей внутренней жизнью, которая вырывалась наружу то какой-то затаенной агрессией, то каким-то острым глазом, то вдруг какой-то невероятной нежностью, лавиной из него изливавшейся... Словом, яркими проявлениями. Бурная, скрытая внутренняя жизнь, неизвестно, каким боком вдруг проявляющаяся. Было очень интересно за ним наблюдать, разгадывать его. Такой человек-загадка...

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 31.05.2003

версия для печати