Ирина Апексимова: "К сожалению, не я выбираю"

Ирина Апексимова

На счету Ирины Апексимовой три десятка фильмов, среди которых "Лимита" и "Ширли-мырли", запоминающиеся работы в театре, главные роли в нашумевших сериалах. Недавно на НТВ с успехом прошел многосерийный телефильм "Палач" - ремейк одноименного фильма с Ириной Метлицкой и Андреем Соколовым в главных ролях. И об Ирине Апексимовой вновь заговорили.

- Режиссер и автор сценария "Палача" Сергей Белошников высоко оценил вашу работу, отметил, в частности, что никакой другой актрисы в роли Ольги он просто не мог себе представить. Его тронуло, что на съемках, а они были очень трудными, вы отдавали себя до конца и вели себя как профессионал экстра-класса. Вам действительно было трудно? - спрашиваю Ирину Апексимову.

- Приятно, конечно, слышать добрые слова в свой адрес, но ничего особенного я не делала. Да, однажды пришлось падать спиной с полутора метров на маты - двенадцать дублей подряд, но таких сцен было мало. Да, 16-часовой съемочный день с перерывом на сон в четыре часа - и так в течение месяца - это не самый легкий график. Но это моя работа, и я привыкла очень многое терпеть на съемочной площадке и делать свое дело добросовестно и без капризов, - призналась Ирина Апексимова.

- Вашу роль когда-то замечательно сыграла Ирина Метлицкая...

- Не знаю, хуже я сыграла или лучше - мне трудно судить. Как правило, я себе на экране не нравлюсь - как любой нормальный человек, я знаю все свои достоинства и недостатки. Но старалась, повторяю, все делать честно, по-настоящему.

- Душевного подъема не было?

- Да о каком душевном подъеме говорить? Ну тема не та: изнасиловали женщину, она решила отомстить... А потом, знаете, в кино конечный результат в определяющей степени зависит от режиссера, а не от артистов.

- Вам не обидно, что после стольких неординарных ролей в театре и в кино популярность к вам пришла после "Мелочей жизни", "Дня рождения Буржуя", "Клетки" и других сериалов?

- Обидно, конечно, но время такое. Люди с удовольствием смотрят сериалы, и потому им известны и интересны те, кто занят в сериалах. Что я могу с этим поделать? К сожалению, не я выбираю.

- Разве?

- Недавно посмотрела один наш новый фильм и вспомнила, как миллион лет назад - году в 90-м, по-моему, когда я снималась в "Мелочах жизни", Женя Миронов сказал: "Ну, зачем ты в этом снимаешься?" - "Мне надо на что-то жить", - ответила я. - "А я жду ролей". И он дождался своих ролей, а я продолжаю сниматься в сериалах. Видимо, я сделала неправильный выбор. Или судьба у меня такая.

- Не только вы, многие другие известные актеры, в том числе и очень известные, снимаются в сериалах. Одни прямо говорят, что просто зарабатывают, и к этой своей работе относятся равнодушно, а то и с презрением. Другие же говорят о высоком...

- Я зарабатываю на жизнь. И что вы на меня смотрите удивленно? Я ничего другого не умею, играть - моя профессия. Стараюсь делать то, что мне предлагают, добросовестно, профессионально, хотя понимаю, что это искусством - в высоком смысле этого слова - никогда не будет. Иногда мне это доставляет удовольствие - как в случае с "Полонезом Кречинского".

- Что привело вас в этот сериал?

- Именно ожидание удовольствия. Наконец, это не боевик, не криминал, не "болото". Наконец, это светская жизнь, хорошая драматургия, красивые костюмы, замечательный актерский состав. Приятно и то, что это не роль бизнес-леди. Я играю любовницу генерала - в этой роли занят Адоскин, а сама влюблена в Кречинского, героя Саши Лыкова. Она игрок, натура цельная и страстная. Влюбившись в мужчину, всеми способами пытается добиться его. А добившись, начинает понимать, что это ей не очень-то и надо.

- У вас был опыт работы на телевидении - ведущая в телеигре "Искушение" на канале ТВС...

- Это была первая проба.

- И по-моему, неплохая. Почему этот опыт не получил развитие?

- Я тогда плохо понимала, где нахожусь и зачем. Только к записи последней игры вроде бы почувствовала себя в своей тарелке. Ведь телеведущий - это совсем другая профессия, и у нее не так уж и много общего с актерской. Но тут канал ТВС закрыли, и на этом все закончилось.

- Но другие каналы не закрыли.

- Мне не предлагали и не предлагают. Не считать же предложением приглашение участвовать в телепрограмме "Клуб бывших жен" на ТНТ - так, кажется, она называется. Мне там предстояло рассказать о всей своей личной жизни и вывернуть себя наизнанку. Зачем мне это надо? Я это себе оставлю для мемуаров. (Смеется.)

- Нынешнее ТВ принято ругать. Или вы не смотрите его?

- Почему же, смотрю иногда. Что-то иногда нравится. Какие-то новые лица, появляющиеся на экране. Правда, чаще бывает скучно. Переключаешь каналы и не понимаешь, какой сериал идет: везде стреляют, везде одни и те же артисты, везде один и тот же сюжет. А новостные и политические программы просто ненавижу.

- Вы работали в знаменитых репертуарных театрах, были востребованы знаменитыми режиссерами и тем не менее ушли в свободное плавание. Почему?

- Когда я уходила из Художественного театра, он находился не в самом лучшем состоянии, не на взлете, мягко говоря. Хотелось чего-то другого - более интересного, того, где смогу реализовать себя. Хотелось работать с хорошими режиссерами, с Романом Виктюком, например. Я понимала, что в Художественном театре вряд ли этого дождусь.

- Вы удачно сочетаете бизнес и творчество, что большая редкость. Тем более для женщины. Одно другому не мешает?

- Мое творчество нельзя назвать бизнесом. (Ирина Апексимова смеется.) Да, я продюсер. Но если бы я занималась бизнесом, то это были бы совсем не такие спектакли, какими я занималась, с совсем другими режиссерами, с другими материальными и физическими затратами. И был бы несравненно выше коммерческий результат.

- Так, значит, мешает одно другому?

- Артистка Апексимова очень мешает продюсеру Апексимовой. Но все свои симпатии и предпочтения я отдаю артистке. Я выбираю сложный и интересный мне, актрисе, материал, а не на потребу, не какую-нибудь комедию, которая обеспечит аншлаги. Я приглашаю талантливых, сложных режиссеров, с которыми интересно работать.

- Профессия продюсера предполагает особые качества, качества лидера в том числе. Эти качества в детстве как-то проявлялись?

- Наверное... Я никогда не была ребенком, который идет за кем-то, идет за толпой. Не могу сказать, что была лидером, но во всех детских играх была заводилой. Меня слушались, хотя я вроде бы никаких усилий и не предпринимала, не старалась кого-нибудь подчинить себе, надавить. Как-то само собой получалось. Ребятам со мной, наверное, было просто интересно.

- Радости семейной жизни, домашний уют - вам это неинтересно?

- Сейчас нет. Может быть, все это будет у меня когда-нибудь потом. Когда я стану невостребованной артисткой.

- Вы думаете, что доживете до такого времени?

- Не дай бог, конечно. Но все может случиться.

Геннадий Белостоцкий

Культура, № 23, июнь 2006

версия для печати