Юрий Антонов: «Пройду по Русской улице, сверну на Белорусскую...»

Юрий Антонов

"Нет тебя прекрасней", "Если любишь ты", "Крыша дома твоего", "Снегири", "Поверь в мечту","На улице Каштановой", "Зеркало" - эти песни в исполнении Юрия Антонова давно вошли в нашу жизнь, стали непреложной ее частью.

Композитор и певец Юрий Антонов родился в Ташкенте в семье военнослужащего, детство прошло в белорусском городе Молодечно, где он учился в музыкальном училище. Затем был солистом Белорусской государственной филармонии. За его плечами работы музыкальным руководителем ансамбля "Тоника" народного артиста Белорусской ССР Виктора Вуячича, играл в популярных ансамблях "Поющие гитары", "Добры молодцы" и других, создал свой первый ансамбль - "Магистраль"... В послужном списке народного артиста России Юрия Антонова около 30 пластинок и компакт-дисков общим тиражом более 50 миллионов экземпляров. На Площади звезд возле ГЦКЗ "Россия" заложена "Звезда Юрия Антонова", а одной из звезд в созвездии Рыб присвоено его имя...

Когда-то на вопрос, в какие минуты он бывает счастлив, Юрий Антонов ответил: "Когда песня получается - раз. Когда солнце светит - два. Когда отдыхаю - три. Когда вкусно отобедаю - четыре. Когда встречаюсь с красивой женщиной - пять..." Что еще нужно для счастья человеку, чьи песни уже не первое десятилетие поет вся страна - в застольях и у костра, в дороге и на привалах, да и просто дома.

- Юрий Михайлович, как вам сейчас дышится, над чем работается?

- Репетирую с новым ансамблем концерт, который состоится 12-14 октября в Санкт-Петербурге, затем 30 октября - в Минске и 10-11 декабря - в Москве. Таких концертов в больших залах у меня не было в Москве восемь лет и в Питере шесть лет, - говорит Юрий Антонов. - В мой новый ансамбль вошли очень опытные музыканты, которыми я сейчас чрезвычайно доволен. Естественно, происходил отбор: кто-то не подходил, уходили, приходили.

Сейчас, кажется, все установилось. Посмотрим, как выдержим гастроли. Гастроли - сложное душевное состояние, приходится отвечать не только за себя, но и за свой коллектив. Я доволен тем, что его составляют самостоятельные взрослые люди, прожившие жизнь, которые знают не понаслышке, что такое гастроли. Молодежь, к сожалению, часто хулиганит в самолетах, поездах... Я это часто замечал, участвуя в сборных концертных программах.

- Напечатаем ваши слова о хулиганах, скажут: Антонов пренебрежительно относится к молодежи в искусстве.

- Молодежь я люблю - не всегда люблю то, что молодежь сегодня делает на эстраде. Хотелось бы, чтобы молодые прислушивались к профессионалам и хотя бы немножко брали пример с них. Тогда бы качество их выступлений было значительно выше. А когда они записывают произведения на кухне и на каких-то малобюджетных студиях, то и результат соответствующий: кого ни спроси, всех от российской эстрады тошнит. Я это не придумываю - просто констатирую факт.

- А Юрий Антонов в молодости прислушивался к профессионалам?

- Очень сильно! Для меня они остались и останутся людьми, на опыте которых я учился и у которых брал полезные уроки жизни. В то время, когда я начинал работать на эстраде, была несколько иная ситуация, и большое значение в искусстве играла политика. Вот от этого я старался уйти. Но все, что касалось профессионального уровня, брал на вооружение.

- Время от времени в СМИ появляется информация о том, что все выступления музыкантов в радиоэлектронных СМИ, как и размещение клипов, проплачены.

- Не могу подтвердить этот факт: с меня никогда денег не брали и со мной об этом не говорили. Хотя до меня доходили слухи, и я об этом слышал.

- А почему на ТВ не видно ваших клипов? Вы не снимаете их по принципиальным соображениям?

- В то время, когда я боролся за популярность и известность, клипов в стране еще не было. Когда я добился того и другого, необходимость в клипах отпала. Деньги, которые тратятся на клипы, лучше потрачу на концертное или студийное оборудование. На мой взгляд, это более правильное вложение капитала.

- Одни не принимают на дух "фанеру", другие считают, что на ТВ без нее не обойтись...

- У меня совершенно четкое мнение: на ТВ, действительно, без фонограммы не обойтись, это правда. Народ не покупает билеты, чтобы посмотреть ТВ, - билеты он покупает, когда приходит на концерты. Поэтому на концертах надо петь "вживую".

- Кто ваш Бог в песне?

- Бог один! Но не в песне.

- В армии в строю равняются на грудь четвертого в шеренге. На кого вы равняетесь в песенном строю?

- Я ни на кого не равняюсь, просто делаю свое дело и стараюсь не обращать ни на кого внимания.

- Почему сейчас по радио редко звучат ваши песни о Великой Отечественной войне - "Снегири", "Маки"? Даже в День Победы...

- Это вы обратитесь к радио. Я радио не заведую. Там свои вкусы: кто-то кого-то не любит, кто-то кому-то завидует, кто-то делает вид, что какого-то музыканта нет... Это чисто человеческое. В концертах я эти песни исполняю, и публика принимает их хорошо.

- Вы замечаете состав своей аудитории?

- Моя аудитория стабильная, но приходит и много молодежи.

- Что вас не устраивает в современной песне?

- "Не устраивает" - не то слово. Я не смотрю по сторонам, не беру с кого-то пример, никому не завидую, меня мало интересует, чем занимаются мои коллеги. Я делаю свое дело, занимаюсь своим творчеством.

- Сейчас в обществе возникла ностальгия по песням прошлых лет, в том числе тех коллективов, в которых вы выступали - "Поющие гитары", "Добры молодцы" и т.д. Как вы думаете, с чем связана эта ностальгия?

- Все пришло к своему знаменателю. Люди стали понимать, что песня состоит из мелодии и важным составляющим в песне являются стихи, важен смысл песни. Любой нормальный человек понимает, что песня со смыслом лучше песни без смысла.

- В 1991 году Пол Маккартни в интервью "Комсомольской правде" высоко оценил ваши песни. Вас судьба с ним не сводила?

- Когда он посетил Москву, я был на гастролях в Татарстане. А получилось так: я был знаком с продюсером Маккартни, он приезжал в Москву заключать контракт на выпуск альбома "back in the USSR". Я передал для Маккартни кассеты с моими записями...

- Много лет назад вы установили своего рода рекорд: дали в Петербурге 28 концертов за 15 дней, причем в зале на каждом присутствовали 14 тысяч зрителей. В Книгу рекордов Гиннесса вас не внесли?

- Не внесли... А разве это важно?

- В ваших коллективах "проходили обкатку" некоторые ведущие музыканты нынешней России - Зинчук, Укупник, Матецкий, Никольский, Маргулис... Своего рода кузница кадров...

- Это верно. У меня сейчас абсолютно со всеми из них отношения складываются очень хорошо.

- В искусстве можно дружить?

- Дружить - сомневаюсь. А вот быть в приятельских отношениях можно. Скажу так: музыкант с музыкантом может дружить, а вот звезда со звездой - вряд ли. Я почти со всеми нашими звездами имею очень ровные, приличные, уважительные отношения.

- Ваши друзья принадлежат к сфере искусства?

- Нет, они из другой области.

- Вы детство провели в Беларуси. Что сейчас вас связывает с республикой?

- У меня там живут родственники. Я очень люблю Беларусь и белорусов, правда, в последнее время, к сожалению, бываю там редко: нет времени. Сейчас, как я уже говорил, у меня предстоит концерт в Минске - во Дворце республики.

- Вы писали музыку к фильмам "Берегите женщин", "Салон красоты", "Хищники", "Дураки умирают по пятницам"... Как сейчас у вас складываются отношения с кинематографом?

- Никак. У меня, к сожалению, нет для него времени. Для меня важнее заниматься концертными программами и записывать новые альбомы. Хотя музыка для кино - очень интересное дело, я люблю этим заниматься. Иногда поступают предложения, но приходится отказываться - все сразу нельзя охватить. Я не могу быть одним лицом в разных ипостасях - писать музыку для кино, записывать альбомы, делать аранжировки, петь в концертах, продюсировать...

- Сейчас многие ваши коллеги по цеху пишут книги. У вас рука не тянется к мемуарам?

- Когда у меня появится больше свободного времени и я буду понимать, что песен уже не написать... Вот тогда я и сяду за мемуары, ну а пока...

- Существует ли книга, которая повлияла на ваше духовное формирование?

- Вряд ли. Кстати, иногда можно услышать от людей в шутку: "На мое формирование повлияла сберегательная книжка". Я так не говорю. Для кого-то деньги - самоцель: чем больше денег, тем он чувствует себя, как говорится, круче. Для меня деньги - прежде всего независимость. Так было в советское время, так оно и сейчас. Существует какой-то предел, после которого не имеет особого значения, сколько их. На этом уровне, если человек не корыстный, деньги его интересуют в меньшей степени, поскольку он обеспечен, его тылы защищены и он может заниматься любимым делом, творчеством...

- Если бы какой-либо олигарх предоставил вам уйму денег, на какой проект вы бы их потратили?

- Не вижу таких олигархов. Олигархи делали деньги не для того, чтобы раздавать их налево-направо. Они делали деньги для того, чтобы прежде всего обеспечить собственное благополучие, свою семью, своих потомков в каком-то поколении и еще - чтобы иметь власть. Это и есть причины, по которым люди сломя голову бросаются во все тяжкие, чтобы зарабатывать огромные деньги - не для того, чтобы эти деньги лежали в банке, а чтобы иметь власть над кем-то. Я же рассматриваю деньги сейчас, повторяю, только как средство достижения свободы творчества, свободы жизни.

Александр ЩУПЛОВ

"Российская газета", 9.10.2003

версия для печати