Николай Трофимов: "Меня считают комиком. А я хотел сыграть философа"

Николай Трофимов

Народному артисту СССР Николаю Трофимову исполнилось 85 лет. 40 из них он провел в стенах петербургского БДТ. Сыграл 70 ролей в кино и по праву считается одним из лучших комиков отечественного экрана. День рождения Николай Трофимов встретил на сцене родного театра в роли сэра Сэмюела Пиквика в знаменитом спектакле Г.Товстоногова "Пиквикский клуб".

Первую в своей жизни роль Николай Трофимов сыграл в 14-летнем возрасте. Это был невольник в спектакле "Хижина дяди Тома". Не в какой-то школьной самодеятельности - на сцене Севастопольского ТЮЗа (будущий всенародный любимец родился в Севастополе).

- Вы знаете, я еще раньше узнал вкус славы, - улыбается Николай Трофимов. - Когда учился в четвертом классе, по заданию учительницы исполнил на вечере чеховский рассказ "О вреде табака". Все так смеялись! На уроках всегда смешил одноклассников, учителя жаловались моим родителям, что я мешаю детям заниматься, они все время смеются.

Только что сыгран "Безумный день, или Непровинциальный бенефис" - спектакль, созданный в настоящих традициях старого театра, - в "Русской антрепризе" имени Андрея Миронова. На глазах зрителей пролетела вся жизнь любимого актера. Мальчик из Севастополя приехал поступать в Ленинградский театральный институт. И сразу был принят. И стал хорошим артистом. На экране (в этом театре часто используют в спектаклях бесценные живые кинокадры, ставшие историей) - выдающийся режиссер Георгий Товстоногов говорит о Трофимове: "Это комик мирового уровня. Он сыграл много знаменитых ролей. Я счастлив, что работаю с ним".

Актер великолепно читает Зощенко. "Мелкий случай из личной жизни" стал визитной карточкой Трофимова-чтеца. Его очень любил слушать Товстоногов. На следующий день мы встречаемся в знаменитом БДТ.

- Я занялся преподаванием 10 лет назад. У меня будет третий выпуск. Ребята учатся при консерватории, где готовят режиссеров музыкальных театров, у них есть предмет "Актерское мастерство". А я рассказываю, как мне понравился спектакль "Пиквикский клуб" по Диккенсу (мистера Пиквика играет наш герой).

Он идет у нас уже 27 лет. Это единственная оставшаяся постановка еще самого Товстоногова. Все остальные уже отошли. Я прошу не убирать его из репертуара. Все артисты прекрасно играют! И сами получают от этого удовольствие, и зрителям, надеюсь, тоже доставляют.

- Николай Николаевич, Товстоногов увидел вас впервые в театре в Тбилиси? В какой роли?

- Не в театре, а в ансамбле "Пяти морей", который организовал Исаак Дунаевский. Он собирал лучшие силы мобилизованных на войну - скрипачей, балетных танцовщиков - всего там было 260 человек. Ансамбль просуществовал до 1943 года, а потом был расформирован.

Я окончил театральный институт в 1941 году. Когда сдавал экзамен, пришло сообщение о начале войны. Пошел служить на флот. В1946 году демобилизовался и поступил в Ленинградский театр комедии. Это, так сказать, основные вехи моей биографии. А Товстоногов увидел меня, когда мы с ансамблем выступали в Тбилиси. В то время он был там худруком Русского драматического театра. А познакомились мы позже, когда Товстоногов приехал к нам в Ленинград, стал художественным руководителем Театра Ленинского комсомола. Я тогда работал в Театре комедии.

- Вы не пожалели, что перешли в БДТ?

- Ну что вы! Хотя почти каждый год в Комедии у меня было по 3 - 4 премьеры. Акимов меня не обижал. По существу, это была моя школа. Там я сыграл "Ревизора", "Трагика поневоле" - не перечислить всего, что было за 17 лет!

В моей жизни было три великих режиссера. Мой педагог в театральном институте Борис Вульфович Зон, Николай Акимов, руководитель Театра комедии, Товстоногов. А из кинорежиссеров - Бондарчук (я снялся у него в трех картинах) и наш, ленинградский, Михаил Иванович Ершов, у него сыграл в четырех фильмах. Первая серьезная роль в кино - "Война и мир" Толстого, капитан Тушин. До этого были эпизоды. Мне очень хотелось сыграть трагикомедию. В театре не удавалось, там приходилось играть одни комедии. А когда стал сниматься, мне попался очень хороший сценарий - "Африканыч" по повести Белова. Вот и сыграл хорошую трагикомическую роль.

- Имя "Лев Гурыч Синичкин" стало для вас родным?

- Да. Так и зовут с тех пор. Удачно получилось. Всем понравилось. Люди помнят еще "Трембиту". И оперетту "Принцесса цирка", двухсерийную картину. Там, кстати, должен был сниматься не я, а Стржельчик, но он что-то не смог, и на графа взяли меня. Хорошая роль. Еще помнят "На пути в Берлин"...

- У вас была историческая встреча с Зощенко...

- Когда я был студентом первого курса театрального института, выбрал для чтения смешной рассказ. А автора даже не знал! Читал его как-то на вечере, вдруг ко мне подошел человек невысокого роста, интеллигентного вида, протянул руку, поблагодарил и сказал: "Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!" Это был Зощенко. С тех пор я с ним больше не встречался. Но когда его травили - у него ведь были плохие времена, - я продолжал читать его рассказ "Мелкий случай из личной жизни". И читаю его до сих пор. У меня в репертуаре есть еще "Аристократка" и другие его рассказы.

- Вашими партнерами были Сергей Филиппов, Иннокентий Смоктуновский...

- Да, Филиппов - очень интеллигентный человек, с большим чувством юмора, а его принимали за босяка, алкоголика - из-за ролей. Мы с ним любили импровизировать. Играем как-то "Ревизора". Захудалая гостиница, оба голодные. Я (Хлестаков) сижу ем, а он (Осип) - за моей спиной. Поел я первое, остатки - ему, принимаюсь за второе - жаркое. Мясо жесткое, никак не разрезать, я его "пилю", "пилю", кусок слетает с тарелки, ловлю и обратно кладу. Филиппов наблюдает. И вдруг случайно на сцене появляется муха! И он это обыграл. Хвать муху и как бы съел. И смотрит: не достанется ли ему кусок настоящего мяса? Со Смоктуновским снимались у Бондарчука в фильме "Степь" по Чехову. Он играл эпизодическую роль хозяина харчевни. Очень смешно играл!

- А что это за история с саркофагом - во время гастролей БДТ в Италии?

- Мы были на гастролях в Италии. И мне кто-то сказал: "Вы удивитесь, но вам уже подготовили саркофаг. Сходите, посмотрите". Я увидел памятник из толстого гранита, без крышки, по моему росту, на нем большими латинскими буквами выбито: "Trofimo - actor". Значит, уже в каком-то веке был какой-то Трофимов.

- О семье вашей хотелось бы узнать...

- У меня была жена, с которой я прожил 56 лет, она умерла. Сейчас у меня вторая жена. В моей жизни были две женщины. Первая жена, Татьяна Григорьевна, очень любила мозаику. И меня "заразила". У меня есть две большие картины (полтора на два метра). Одна - "За Русь", вторая - "Фальстаф", мы с ней вдвоем их делали. Часами сидели, собирали старые пластмассовые разноцветные игрушки, резали их на небольшие квадратики и клеили клеем БФ по рисунку на дерево.

Моя жена была очень талантливым человеком. После того, как ей, актрисе, пришлось уйти из Театра комедии, она решила посвятить свою жизнь мне.

- А почему "пришлось уйти"?

- Акимов не стал ее держать, когда я перешел в БДТ.

- Вы тогда уже много снимались?

- Да! Приедешь домой уставший, а тут тебя и встретят, и накормят. Я считаю, что 50 процентов моих успехов - ее заслуга, Татьяны Григорьевны.

С Марианной Иосифовной, второй моей женой, тоже очень повезло - следит за мной, оберегает. У нас дочка Наташа. Она живет в Италии, там вышла замуж. Муж - итальянец. У них не принято, чтобы женщина работала. Она должна сидеть дома, заниматься хозяйством, семьей, любить мужа. Познакомились они на отдыхе на курорте, живут уже 8 лет.

- В свободное время чем сейчас занимаетесь?

- Почитываю книги. Больше - философские. Многое в жизни не успел прочесть. Люблю бывать в лесу. Из сухих веток, что там соберу, потом получаются всякие поделки.

- Дачными делами не увлечены?

- Дача у меня была казенная, но я от нее отказался. Заели комары! На свою дачу денег не было, мы жили небогато. Да и сейчас до сих пор народные артисты получают немного.

Была машина, я попользовался ей лет 20, накрутил всего 20 тысяч километров. Она почти все время стояла.

- Сами водили?

- Сам. Перевернулся как-то на ней и решил от нее избавиться. Подумал: это Боженька меня предупреждает.

- Рассказывают, что недавно вас видели на "Ленфильме".

- Снялся в эпизоде в фильме молодого режиссера Сергея Потемкина - это его дипломная работа Я сыграл у него монаха. Люблю молодежь и всегда, по возможности, помогаю. Это уже вторая работа с Сережей. А первой была главная роль в его дебюте - короткометражке "Машина пришла".

- Николай Николаевич, как вы относитесь к своему юбилею?

- Очень хлопотно это все. Нужно себя готовить, что-то исполнять. Я против того, чтобы юбиляр выступал, пусть бы поздравили - и все. Нет, заставляют работать. Мне кажется, не должно так быть. Ведь если я дома устраиваю день рождения, то встречаю и угощаю гостей, не работаю.

- За 70 лет на сцене вы, наверное, все, что хотели, сыграли?

- Нет, конечно. Комедийных ролей, верно, было много, поиграл. Хотелось бы сыграть какого-нибудь философа, ученого - вот такой роли не было.

Светлана МАЗУРОВА

"Культура", № 4, 2005

версия для печати