Сергей Юрский: "Наш кинематограф аморален"

Сергей Юрский

Каждый вечер после спектакля за кулисами образовывалась длиннющая очередь - к Сергею Юрскому за автографом. Его хотели получить люди разного возраста и профессий, но преимущественно - студенты театрального училища.

Будущие актеры протягивали народному артисту России студенческие билеты. Посмеиваясь, Сергей Юрский приговаривал: "Как директор училища расписываюсь..." Несмотря на усталость, плохое самочувствие и, кажется, нескончаемый поток восторженных слов, Юрский никому не отказывал и старался уделить каждому хоть чуточку внимания.

- Вы знаете, Сергей Юрьевич, о вас говорят: "Замечательный актер! Жаль, что мало снимается!" А у вас есть это ощущение - "мало снимаюсь"?

- А зачем сниматься? - улыбается Сергей Юрский. - Вы же в кино давно не ходите.

- А в театре работы много?

- Излишне много! Я служу в четырех театрах: МХАТе, имени Моссовета, "Школе современной пьесы" и "АРТ-партнере-XXI". Думаю, пора уже заканчивать работать...

- Вы никогда не преподавали?

- Немного пробовал, когда была такая необходимость. Но нет, это не моя профессия.

- Сейчас что-нибудь пишете?

- Пишу. Много. Летом я должен закончить книгу "Западный экспресс". Это мемуары, которые печатаются главами в журнале "Октябрь" уже два года. Книга прозы, комической, тоже должна быть закончена, я думаю, к осени. Основа ее - повесть "Голос Пушкина" - уже опубликована в журнале "Знамя". Моя постоянная работа - "Новая газета", где я регулярно, уже более полугода, веду колонку. Так что письмо составляет важную часть моей жизни.

- У вас были концертные программы. Помню, как вы читали стихи Пушкина... Сегодня кому-то это нужно?

- Кроме Москвы, всем нужно. Москва - особенный город. Я по-прежнему выступаю с концертами и объехал с ними практически весь мир. В прошлом году это было 120 тысяч километров! За последнее время я показал их в Берлине, Будапеште, Великих Луках, Киеве, две большие программы в Петербурге... Когда-то я выступал и здесь, в Иркутске. И по-прежнему держу этот стиль нескольких сменных программ. Они большие, насыщенные по количеству произведений и авторских стилей. Это антология русской поэзии и прозы за 200 лет, 50 авторов.

- Можете назвать театральные постановки, которые вас в последнее время потрясли?

- Потрясаться уже трудно. Видимо, постепенно тускнеет восприятие. Но, мне кажется, что и театр внешне несколько расцвел, а внутри немного потускнел. Поэтому удивление, поразительные вещи - редки. Но они есть. Как ни странно, из московских театров назову "Тень оперы". Это театр фактически двух актеров (они привлекают к себе еще партнеров). Совершенно своеобразное, очень небольшое, сосредоточенное явление, в котором я видел три спектакля. Не сказать, что все три - на одном уровне, но один из них - "Лебединое озеро" - меня, действительно, потряс. Это было замечательно! Я был тогда, в позапрошлом году, председателем жюри "Золотой маски", и мы дали три "маски" одному этому маленькому театрику.

Несомненно, интересный артист, который выступал у вас, - Женя Гришковец из Калининграда. (Мне так жалко, что я не сыграл тогда Бергмана! Это мхатовский спектакль "После репетиции". Но у меня был такой приступ, что я не мог преодолеть боль... Здесь, на этой сцене, было бы хорошо играть. Жаль, не состоялось. Надо уже соизмерять свои силы...).

Превосходный спектакль - "Железная воля" в Театре Ермоловой, поставленный Энтиным. Несколько питерских актеров в разных спектаклях мне показались весьма примечательными. Был замечательный спектакль "Зимняя сказка Шекспира" в Малом драматическом театре Петербурга. Во Франции в прошлом году я видел спектакль с двумя старыми актерами, его название можно перевести так: "Правда и неправда". Хотя французский театр, мне кажется, находится в упадке. В смысле содержательности...

Так что бывают спектакли, которые врезаются в память. Театр живет, и если мне станет казаться, что больше уже никогда ничего не понравится, тогда нужно будет срочно бросить сцену, что я и сделаю.

Сергей Юрский - о кино

- А в кино можете что-то выделить?

- То, что запомнилось, понравилось? Редко, совсем редко. Мне кажется, что снято слишком много кинофильмов. Мир перенасыщен кинематографом. Но и тут бывают исключения и потрясения.

Потрясением последнего времени стал фильм "Танцующая в темноте". По-моему, это прорыв в кинематографе. Фильм формально очень силен и все современное, что есть, использует, но при этом в нем - душа, при этом - колоссальная плотность содержания.

С нашим кино - хуже, хотя и у нас бывают хорошие фильмы. С нашим кинематографом что-то случилось. Он аморален, и это скверный знак. В сценариях нет упругости. Они или вялые, или жестокие до невозможности.

- И поэтому вы давно не снимались?

- Что называть "кино"? Сюжетный художественный фильм? Таких вообще нет давно!

- Таких, как "Место встречи изменить нельзя", "Любовь и голуби"?

- Но после этого был "Чернов/Chernov", который я снял сам (это уже 90-й год). Был неудачный совершенно фильм "Пистолет с глушителем". Был неудачный сериал "Королева Марго"... Кино не пошло. И был удачный, на мой взгляд, мой сериал "Евгений Онегин".

Я совсем не против детектива и с удовольствием снялся бы в нем, но сценарии, которые я получаю, меня крайне огорчают. Сейчас у меня есть - впервые за последнее время я веду переговоры - предложение киностудии Довженко, это компромисс. Не уверен, что буду сниматься, что хватит сил на этот год. Правда, Киев - приятный город, все съемки будут там. И сюжет интеллигентный.

- Роли комедийные - ваша стихия?

- Да, моя стихия.

- Остап Бендер, наверное, "самая-самая"?

- Конечно, одна из очень любимых.

Я сыграл в кино 30 ролей, и в театре 70, и на телевидении 100. Могу сказать, что всего 10 было таких, о которых я не хотел бы вспоминать, а всем остальным благодарен.

Сергей Юрский - о личном

- Сергей Юрьевич, не могу не спросить вас о жене и о дочери Даше...

- Наталья Тенякова работает во МХАТе, где мы с ней играем в спектакле, который не привезли в Иркутск из-за моей болезни. Еще играет в двух моих постановках в театре Райхельгауза "Школа современной пьесы". За спектакль "Стулья" (который я тоже с удовольствием сыграл бы у вас на этой сцене) она получила на днях "Золотую маску". И как член жюри она вручала награды фестиваля...

Мы много работаем вместе и гастролируем вместе. Даша тоже работает в Московском Художественном театре, играет много, но сил у нее больше, чем применения, поэтому она еще играет с нами в спектаклях. У нее две главные роли в "Провокации" по пьесе Игоря Вацетиса. Премьера состоялась в прошлом году на сцене театра "Школа современной пьесы". Это моя постановка, и мы с Натальей Теняковой играем там тоже. Актриса Дарья Юрская замужем, живет отдельно от нас. Внуков у нас пока нет.

Светлана МАЗУРОВА

"Восточно-Сибирская правда", 21.04.2001

версия для печати